Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете вашему малышу впервые почувствовать реальную власть над человеком, не задумываясь над тем, что этот человек - вы. Вы закладываете первый камень той стены, которая теперь может вырасти между вами. Чтобы не допустить превращения ребенка в домашнего повелителя, уже на самых ранних стадиях общения (до года) постарайтесь найти золотую середину в общении с ним.
Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику. Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится.
Бесполезно читать лекцию, пускаться в длинные объяснения, пытаясь апеллировать к его сознанию и совести. Твердо и простыми словами объясните ребенку, почему, собственно, вы не будете выполнять его требование (скажем, сидеть рядом целый день, забросив все дела). Но прекратите любой разговор, как только он начнет топать, кричать и т.д. Просто перестаньте его замечать и выйдите из комнаты. Не стоит обвинять себя в жестокости. Куда более жестоко вырастить несчастного человека, не способного к нормальному общению. Если вы сумеете остаться непреклонным, потребуется повторить процедуру не более трех раз.
Общайтесь с ребенком на равных. Постарайтесь избавиться от ролевого общения. Забудьте об имидже матери, воспитателя, большого умного взрослого. Не сюсюкайте. Попробуйте говорить с ним как с другом. Так легче всего уважать и себя, и своего собеседника. Последите за собой и избавьтесь от манеры говорить о себе в третьем лице: «Мама все видит! Мама сердится».
Необходимо выработать у ребенка уважение к частному пространству. Если у него есть своя территория, где ему не мешают, то он лучше поймет и примет ваше право «на автономию». Почаще демонстрируйте уважение к пространству малыша. Например, стучитесь, когда входите в его комнату. Предоставляйте ему возможность выбора - хотя бы в мелочах (какую еду есть, какую одежду носить и т.д.).