Михаил Черепанов: Воспитать патриотов на примере жизни динозавров невозможно
news_header_top_970_100

Михаил Черепанов: Воспитать патриотов на примере жизни динозавров невозможно

Нужно ли воспитывать в молодежи патриотизм? Насколько для современных людей актуально понятие «любовь к родине»? Об этом «КВ» беседуют с заведующим Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Михаилом Черепановым.

В музей мы пришли накануне Дня защитника Отечества. Здесь за каждым экспонатом - удивительная, захватывающая история. И каждая наполняет слово «патриотизм» не абстрактным, а реальным и конкретным смыслом. Например, в разделе экспозиции, посвященной военным медикам, представлены вроде бы обычные хирургические инструменты и хирургические рассасывающиеся нити...

Волшебные нити для раненых

- Делать эту нить из кишок животных придумали в годы войны казанские хирурги. Она изготавливалась на Казанском кетгутном заводе. Зашитого такими нитями раненого можно было довольно быстро отпускать домой на реабилитацию или фронт. А с обычными нитками надо было ждать, пока рана заживет, а потом их вытягивать из тела. Процедура болезненная, после снятия швов рана могла начать кровоточить, значит, возрастал риск заражения и воспаления.

Напомню, в годы войны в казанских госпиталях одновременно лечились более 30 тыс. раненых солдат и офицеров. Все школы и музеи города были переоборудованы в госпитали. У нас развивалась и промышленность, и наука. Казанский пороховой завод стал практически единственным, поставлявшим на фронт порох. Там были разработаны новые ракетные, минометные заряды, реактивные снаряды для «Катюш», пороха к новым системам зенитной и самоходной артиллерии. В Казани выпускали бомбардировщики, которые бомбили Берлин уже в августе 1941 года. Казанские транспортные бомбардировщики сбрасывали в блокадный Ленинград продукты и медикаменты. Нашими химиками был разработан синтетический каучук для артиллерии, автомобилей, авиации. А академик Игорь Курчатов именно в Казани начал работу над урановым проектом. А еще Казань была поставщиком кадров для армии. Здесь были сформированы 7 дивизий, авиаполки, танковая бригада. 700 тыс. солдат и офицеров были отправлены на фронт из Татарии.

Справка. В прошлом году начал работу виртуальный интерактивный Музей Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов Республики Татарстан (сайт tatfrontu.ru). Здесь можно увидеть каталоги военных коллекций республиканских, городских, ведомственных, школьных музеев, архивные материалы. Раздел «Страницы славы» посвящен нашим землякам - Героям Советского Союза, труженикам тыла. В «Галерее» представлены уникальные аудио-, фото- и видеоматериалы военных лет, более 200 фильмов о ветеранах, тружениках тыла, детях войны, видеоинтервью с живыми участниками тех событий.

Значительное место на сайте отведено Книге Памяти. На данный момент в ее базе данных примерно 399 тыс. имен татарстанцев, которые погибли или пропали без вести на фронтах Второй мировой войны. До сих пор пропавшими без вести числятся 180 тыс. жителей нашей республики.

Компьютер человека не найдет

- Электронная Книга Памяти упростила и ускорила процесс поиска информации о погибших, пропавших без вести на фронте родственниках?
- База данных создана, но найти человека  непросто: в документах военных лет много путаницы и неточностей. Часто фамилии, имена бывают искажены до неузнаваемости - писарь не так расслышал, неправильно записал на слух, пропустил букву, просто ошибся… Это касается не только татарских, но и русских фамилий. Поэтому надо знать, какие типичные ошибки допускались, и пробовать разные варианты написания фамилии и имени человека. Компьютерная программа этого делать не может. Нужно несколько квалифицированных специалистов, которые будут профессионально работать с этой базой данных и помогать людям оперативно найти информацию.

- Насколько современной молодежи интересна история войны?
- Наш музей - центр по увековечению подвига нашего народа - трудового, научного, боевого. Ребята с удовольствием ходят на экскурсии к нашим соседям - в Музей естественной истории. Нам же надо постараться, чтобы они поняли: кроме динозавров и  древностей есть и другая история. Воспитать патриотов на примере жизни динозавров невозможно! Биологов, ученых - да, а  вот патриотов - нет.

- Но в ваш музей школьников приводят на уроки истории?
- Можно сказать, что такого предмета, как история, в школе уже нет. ЕГЭ ликвидировал историю практически до нуля. Не обвиняю в этом педагогов-историков, такова учебная программа. Попробуй скажи то, что не вписывается в общую концепцию программы, - экзамен не сдашь. Учителя говорят, что история детей не интересует. Могу поспорить с любым - история, особенно войны, может заинтересовать каждого. Историю, тем более военную, изучать необходимо! Если ее не знать, мы так и будем наступать на одни и  те же грабли. Другое дело, как подавать материал. Наша задача - чтобы современные дети заинтересовались если не глобальной историей страны, то хотя бы историей своей семьи.

Патриотизм в каждой семье

- Уникальная акция «Бессмертный полк», когда россияне в канун 70-летия Победы вышли на демонстрацию с фотографиями своих родных, погибших на фронте, направлена именно на это...
- Да, при подготовке к «Бессмертному полку» многие ребята вместе с родителями разбирали семейные фотоальбомы, где некоторые впервые увидели фотографии своих  дедов и прадедов. У них появилось желание узнать, как и чем они жили. А чем глубже начинаешь узнавать историю своей семьи, тем больше у тебя поводов гордиться своим родом и фамилией. У ребенка появляется чувство, что он не просто сам по себе, а представитель целого рода. Это очень важно.

- К сожалению, сейчас немногие знают, как звали их прабабушек и прадедушек...  
- О чем и речь! Надо сначала узнать о двух-трех поколениях своих предков. Для чего это необходимо? Сейчас нас пытаются разделить по разным признакам: национальному, социальному, религиозному.  Но воспитать в ребенке чувство национализма, неприятия другого человека проще простого. Если его с детства приучать искать вокруг себя врагов - он  их найдет. В одноклассниках, папе, маме, сестре… А вот увидеть в другом человеке что-то понятное, близкое для себя, найти с ним общий язык гораздо сложнее. Например, когда я выяснял свою родословную, то много интересного узнал о своих родителях. Оказалось, мама моя из сибирских татар. А бабушка папы - омская немка, поэтому дед Михаил говорил по-немецки с берлинским акцентом. Это спасло ему жизнь, когда во время войны он попал в плен.

Чем глубже узнаешь свою родословную, тем больше понимаешь, что у каждого из нас все перемешано: разные национальности, религии, социальное положение… Если мы научим детей интересоваться историей своей семьи, то предотвратим возникновение новой волны фанатизма, нетерпимости, агрессии. Почитайте Коран: «Победитель - это не тот, кто уничтожил врага и захватил его территорию. Победитель - тот, кто не допустил войны». В Библии наверняка можно найти похожие мысли.