Молодежь привлекают к экстремизму с помощью современных технологий

Для вербовки в свои ряды экстремисты используют все возможные средства. Чтобы противостоять этому, нужно знать их методы и вести просветительскую работу среди всех слоев населения, находить новые формы общения с аудиторией, устранить пробелы в действующем законодательстве.

news_top_970_100

Религиозное невежество
Одна из основных причин вовлечения молодых людей в радикальные организации - религиозная безграмотность. Считающие себя мусульманами люди позволяют себе употреблять алкоголь, свинину, не совершают омовение перед молитвой. Им могли бы помочь имамы, но далеко не у всех из них есть специальное образование. 

Как бороться с религиозным невежеством и экстремизмом, решали в ходе круглого стола, прошедшего в Казани на прошлой неделе, ученые, религиозные деятели, преподаватели и психологи. 

- Задача и исламских религиозных деятелей, и гуманитарного сообщества в том, чтобы узнать истоки того феномена, который ставит под угрозу все человечество. Дело в том, что проблема экстремизма многопланова. Здесь присутствует целый комплекс разных факторов - геополитические, политические, психологические, а также богословные составляющие. Порой люди принимают радикальную идеологию, движимые собственными проблемами. Ответы на свои вопросы они пытаются найти в религиозных интерпретациях. Со стороны возникает иллюзия, будто бы религия и порождает экстремистское мировоззрение, - сказал первый заместитель муфтия РТ Рустам Батров. 

Такая иллюзия возникает из-за отсутствия знаний и невежества. Религиозная безграмотность, по словам ректора РИИ Рафика Мухаметшина, зашкаливает. Согласно статистике, которую он привел, 85% татар считают себя мусульманами, но 50% из них не ходят в мечеть, а 30% и вовсе сомневаются, есть Бог или нет. 

Кроме того, в Татарстане более 1,5 тысячи мечетей, при этом у 800 имамов нет духовного образования. Однако в этом руководитель Центра священного Корана и пречистой Сунны Фарид Салман не видит ничего плохого. Скорее наоборот.

- Сейчас дают религиозно-духовное образование, напоминающее микс. Нельзя забывать, что в республике есть не только татарский мир, но и русский. Мы не определили, что такое татарский ислам. А ведь он неоднороден. В нашем исламе патриотизм есть, и он ярко выражен. Именно патриотизм, а не экстремизм, - добавил Фарид Салман.

Экстремизм - не исламская проблема
До сих пор остается открытым и вопрос правового регулирования. Специалисты сетуют на то, что неизвестно, в каком богословском правовом пространстве необходимо работать. Существуют пробелы и в антитеррористическом законодательстве. Они, по словам ученых, и вызывают противоречия между религиозным и светским. 

- В законе сказано, что нельзя создавать политические партии по расовому, национальному и религиозному признаку. Однако если спросить мусульманина, хочет ли он жить в государстве, где люди действуют по Корану, он ответит, что хочет.

Ведь ислам включает в себя самые разные сферы: личную, общественную, политическую и другие. Кроме того, в законе о свободе вероисповедания сказано, что пропаганда исключительности по расовой или религиозной принадлежности запрещена. Однако если мы спросим любого человека, будь он христианин или мусульманин, он скажет, что его вера лучшая. Нужно публично снять это противоречие, и ребенку с младенчества объяснять, что в мире существует много религий, - отмечает доцент института международных отношений и востоковедения КФУ Лейла Алмазова. 

Объяснять уникальность каждой из религий необходимо и взрослым. Так, к примеру, в Казанской духовной семинарии преподают основы ислама. Студентов обучают арабскому и персидскому языкам, чтобы они умели читать исламские тексты. 

- Объясняют ли мусульманам, что такое христианство? Что знают они о представителях другой веры? - задался вопросом представитель Казанской епархии отец Роман. - Нужно объединить наши усилия, чтобы люди понимали, что все религии равны. Экстремизм - это вовсе не исламская проблема. Это проблема общественная.

- Экстремизм - это идеология, которая не имеет отношения к религии, - подключилась к диалогу заведующая кафедрой журналистики ИСФНиМК КФ Светлана Шайхитдинова. - Экстремизм - это крайняя форма выражения идеологии. Сейчас перед нами стоит проблема целевой аудитории. Если раньше мы говорили о массовой аудитории, то сейчас нужно работать точечно. Нужно изучать новые формы выхода на аудиторию, поскольку она разучилась вести диалог.

Кто они, экстремисты?
Для вербовки молодых людей радикалы используют современные технологии и высококачественную технику. Они снимают видео с использованием 25-го кадра, в роликах - оружие, кровь и убитые люди. Каждый такой сюжет повторяется несколько раз. Вводят молодежь в специфическое психологическое состояние транса и яркие световые вспышки. 

Специалисты считают, что привлекает такая преступная деятельность людей с нездоровой психикой. Так, психолог, доцент кафедры педагогики, психологии и дефектологии ЧОУ ВО «Академия социального образования» Рамиль Гарифуллин высказал предположения, что же движет экстремистами. По его словам, одни идут на преступление оттого, что ищут смысл жизни, другие страдают суидцидоманией. Они желают реализовать свои установки и пытаются уйти из мира ради идеи. Третьи - люди просто безграмотные, для них религия - магический инструмент погружения в волшебный мир. 

- Следующий тип - экстремисты-психопаты. У них есть маниакальный синдром, а религия для них - психотерапия. Она для таких людей вторична, имеет чисто потребительское значение. Несмотря на название, представители этого типа не имеют психологических нарушений, это люди с устойчивым депрессивным синдромом, - рассказывает Рамиль Гарифуллин.

Зомбируют молодых и с помощью наркотиков. Отсюда возникает феномен вечно страдающей вдовы. Женщину, похоронившую мужа, подсаживают на наркотические вещества или другие средства, чтобы не дать ей восстановиться после потери.

Она страдает депрессивным синдромом постоянно и всегда готова совершить террористический акт. А мотив ей подскажут - месть. Психолог подчеркивает, что многие шахидки были наркоманками.

Идут на преступление из-за зависимости не только наркотической. Некоторые экстремисты делают это из чувства солидарности с теми, кто уже в мире ином. Если их братьев нет в живых, то и незачем жить. 

Темами обсуждения участников круглого стола стали также такие, как проблема поиска той грани, которая отличает патриотизм от экстремизма, религиозные предрассудки и заблуждения.

По итогам круглого стола решено подготовить проект резолюции, которая после согласования экспертов будет рекомендована для распространения в учебных заведениях, религиозных учреждениях, молодежных организациях, а также среди родителей. 

news_right_column_240_400