В Татарстане имеют такое право 119 тысяч человек. Из них 64% на данный момент отказались от соцпакета. Чем чревато подобное решение, объяснила читателям «Казанских ведомостей» доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой госпитальной терапии КГМУ, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РТ терапевт Диана Абдулганиева.
- Диана Ильдаровна, почему врачи так настаивают на том, чтобы льготники выбирали соцпакет? Может быть, человек весь год ничем не заболеет, а так хоть деньги у него будут.
- Увы, так рассуждают многие и при этом редко задумываются, что впереди может ожидать тяжелая болезнь. Замечательно, когда организм не дает сбоев и вы чувствуете себя хорошо. Но бывают ситуации, когда болезнь наступает внезапно и на ее лечение может потребоваться немало средств. Конкретный пример: жительница Казани - инвалид 2-й группы узнала, что у нее рак молочной железы совершенно случайно в июне этого года. В прошлом году она отказалась от соцпакета и поэтому ей и ее семье пришлось преодолевать сложности. Конечно же, в этом году женщина заблаговременно позаботилась о том, чтобы получить бесплатно лекарственное обеспечение - она подала заявление в отделение Пенсионного фонда.
Или другой пример - гемодиализ. Эта процедура может быть жизненно необходима при таких серьезных заболеваниях, как гломерулонефрит с тяжелой почечной недостаточностью, при хронических болезнях почек и др.
Для тех, кто отказался от соцпакета и выбрал денежную выплату в размере 863 рубля, лекарственное обеспечение процедуры гемодиализа будет платным. Тем, кто выбрал набор социальных услуг, оно бесплатно.
- Нашему человеку свойственно относиться к своему здоровью несколько легкомысленно. Пока нужда не заставит, к врачам не ходим. Какие слова убеждения вы находите для тех, кто выбирает деньги?
- Каждый автовладелец ежегодно страхует свою машину, потому что прекрасно знает - если случится авария, то страховая компания компенсирует затраты. По сути, соцпакет это такая же страховка по аналогии с автомобильной. Если потребуются деньги на дорогостоящее лечение, оплачиваться оно будет из федерального бюджета. Парадокс: о машине мы должным образом заботимся, о своем здоровье - нет!
- Но ведь после отказа в программу можно вернуться?
- Да, но только не раньше 1 октября текущего года. А деньги на дорогостоящее лекарство бывают нужны здесь и сейчас. Возврат в программу в течение года, даже при выявлении заболевания, требующего значительных денежных затрат, законодательством не предусмотрен. Для возобновления права на получение набора социальных услуг на следующий год, заявления подаются в отделения Пенсионного фонда до 1 октября текущего года. В Министерство здравоохранения поступает много обращений от отказников, которые в течение года желают вернуться в программу. Случается так, что заявление о возврате подают 2 или 3 октября. Например, когда люди узнают во время прохождения диспансеризации о наличии у них серьезного заболевания. Но, увы, прием заявлений на эту дату уже прекращается. И тогда покупка дорогостоящих лекарств ложится тяжелым бременем на семейный бюджет.
- Значит, надо однозначно соглашаться на соцпакет?
- Да. Отказавшиеся пациенты, имеющие группу инвалидности, нуждаются в постоянной поддерживающей лекарственной терапии. Госпитализировать их в течение года при каждом обострении болезни не представляется возможным. Дополнительные источники финансирования на эти цели найти сложно. Отмечу, что сохранение набора социальных услуг имеет преимущества. К примеру, выписка льготных рецептов на лекарственные препараты не ограничивается определенной суммой. Обеспечение лекарствами проводится не только по основному заболеванию, но и сопутствующим, включая симптоматическое лечение и прием для профилактических целей.