А вот от моего нового места проживания в доме без пандуса ближе всего оказались Голубые озера. До них (конечно, не без помощи сердобольных крепких прохожих) можно добраться на автобусе.
Этим уникальным заповедным местом - Голубыми озерами - заинтересовался и Институт проблем экологии и недропользования АН РТ. Со своими учениками (а я преподаю географию в Академическом лицее им. Лобачевского) изучаю почвообразующие факторы, куда входит и животный мир с насекомыми, а конкретно - бабочками. Мне даже удалось поработать в двух первых выпусках Красной книги Татарстана в разделе «Чешуекрылые». Моя супруга Татьяна, сотрудница упомянутого института, и привлекла меня к работе по определению встреченных нами бабочек, а также жуков со стрекозами.
Впервые в эти края я прибыл на пароходе вместе с детворой нашего двора. Хорошо и по-доброму в 60-е годы работали тогдашние советские домоуправы. Возили нас, сорванцов, на экскурсии, показывали во дворах бесплатное кино, приглашали оперных певцов, зимой заливали катки для хоккея и катания на коньках, привязанных к валенкам. А клюшки мы делали из прутьев, загнутых в виде крючков.
Позже, во время учебы в университете им. В.И.Ульянова-Ленина на географаке, мы измеряли глубину одного из Голубых озер, оформляя его профиль. Само озеро не очень-то меня впечатлило, другое дело сейчас. История водоемов расписана на небольших стелах, расставленных в разных местах заповедника рядом с бревенчатыми скамейками. Так можно узнать, что Голубые озера - это «брошенное» Казанкой русло-старица с тремя карстовыми провалами, образовавшимися более двухсот лет назад в 10 километрах от Казани. Вообще-то в Казани много карстовых образований в меловых, известковых легкорастворимых породах земной коры, например, озеро Глубокое и прочие озера. Голубыми озера делают сульфиты.
Прибыв на заповедное место этим летом, мы отправились от водопада мимо одного из озер и самой Казанки по едва сохранившейся исторической дороге Тарихи юл. Ее начали строить во второй половине XIX века для удобства обслуживания водяных мельниц, принадлежавших мельнику-мукомолу Степану Суслову. Вдоль исторической дороги стоят заросли берез, осин и сосен с единичными дубами. На территории заказника мы насчитали более ста видов растений. А вот по поводу буквально непроходимых лугов и полей моя супруга как сотрудник института сделала замечание: дескать, необходимо регулярное сенокошение, которое сохранит разнообразие и избавит от зарастания древесными породами.
В конце мая сотрудники института повстречали на Голубых озерах когда-то краснокнижного махаона, оставшегося таковым, например, в Москве и Московской области. В июне возле могучего дуба пропорхал шикарный подалирий, к слову, самый обычный в одноширотной с нами Нижегородской области, поскольку его исключили из последнего издания Красной книги РТ. Видите ли, эта бабочка у нас обычна - и ничего, что очень красива! А я всегда на стороне красоты! Вон адмирал сегодня тоже встречается повсеместно, но ведь это украшение нашей природы, и его надо защищать как эстетическую ценность.
В очередной наш визит в середине июня мы отметились у водопада, пошли обратно на остановку, и тут на мою коляску резко приземлилась крупная бабочка с ярко-голубыми, даже синими крыльями и резким рисунком на их нижней стороне. Да это же переливница ирис собственной персоной! Жаль, не успели сфотографировать: резкое движение - и привет.
Татьяне же удалось сфотографировать редкую гостью в наших краях - углокрыльницу Эгея. Вообще, углокрыльница обычная не редкость в наших краях, небольшая, с изрезанными крыльями и темной изнанкой. А вот Эгея почти желтая и сверху, и снизу, обитает она в Крыму, на Кавказе и в Молдавии, правда, иногда мигрирует на север. Я встречал ее один раз и занес на страничку своей книги «Бабочки Татарии», изданной в 1990 году.
В июле на Малом Голубом из бывших краснокнижных нами были встречены галатея и адмирал, но лично меня очень порадовала своеобразная бабочка бражник винный малый. Бражники как бы «бражничают», или «пьянствуют», - высоко зависают над цветами, вытягивая хоботок, чтобы проникнуть глубоко во внутрь цветка за нектаром. Их запросто можно перепутать с колибри. В наших краях три вида бражников винных. Малый среди них самый редкий, его я раньше видел только в музейной коллекции. Автор малого школьного атласа определителя бабочек М.П.Корнелио рекомендовал охранять этого бражника. Я познакомился с Михаилом Петровичем в Новосибирске на одной из конференций, и он предлагал охранять всех наших бражников. Но, к сожалению, из последнего выпуска Красной книги РТ специалисты вывели двух наших красивых бабочек - мертвую голову и глазчатого бражника.
А к нашему счастью, пандус нам все-таки установили! И наши поиски прекрасного продолжатся в следующем году.