Наби Даули: Я остаюсь на земле

В этом году светлый юбилей Дня Победы пришелся на Год литературы. Писатели-прозаики и поэты Татарстана внесли достойную лепту в дело победы над гитлеровским фашизмом, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. Один из них - поэт и прозаик Наби Даули.

news_top_970_100

Круглый сирота

Наби Даули - Набиулла Хасанович Давлетшин - родился 105 лет назад, в 1910 году, в деревне Старо-Камка Спасского уезда ныне Алькеевского района Татарстана. Семья жила так бедно, что отец Хасан Давлетшин решил покинуть деревню и попытать с семьей счастья в южных краях, куда многие крестьяне-бедняки ехали на заработки. Так семья Давлетшиных оказалась в Ставрополье, батрача на местных кулаков-мироедов. Но в возрасте четырех лет маленький Наби потерял родных и стал круглым сиротой.

Хозяин-кулак отдал пастушонка Наби брату под Царицын. А в начале голодных 20-х годов подросток оказался в детдоме-колонии, где закончил семилетку при ФЗО и получил рабочую специальность.

Молодой Набиулла трудился на заводах Донбасса. Однажды, как будет вспоминать поэт, он проснулся и... заговорил стихами! В шахтерских городах тогда были крупные татарские землячества, издавались газеты на татарском языке. В одной из них под названием «Пролетарий» молодой рабкор стал печатать свои стихи. Простые и порой неумелые, они были близки рабочей молодежи искренностью и задушевностью. Молодой поэт воспевал свою «страну-подростка», отражая в стихах мироощущение первого поколения советской молодежи, трудовой энтузиазм строителей нового мира.

Первые сборники

В середине 30-х годов Наби Даули в рядах РККА, закончил школу младшего комсостава. Выступал со стихами и очерками в армейской печати. Ему прочили блестящую военную карьеру, однако Наби тянуло в родные места. Он приехал в Казань, тогда культурную Мекку тюркоязычной молодежи. Видные татарские писатели радушно приняли молодого собрата, предложив работать в молодежной газете «Яшь сталинчы» (позже - «Татарстан яшьлэре»). Один за другим выходят сборники стихов и очерков молодого литератора. Затем учеба на вечернем отделении пединститута. В 1939 году после рекомендации писательской организации республики Даули становится членом Союза писателей СССР. «Думы», «Алый цветок», «Счастье» - эти сборники принесли поэту известность далеко за пределами нашей республики.

Бухенвальд

В первые же дни Великой Отечественной войны, не дожидаясь объявления о всеобщей мобилизации, поэт добивается отправки на фронт. В отличие от многих своих коллег, пополнивших ряды военных корреспондентов, Наби Даули служит в разведке. Он добывает важные сведения для командования в условиях тяжелых оборонительных боев на западном направлении. Шли первые, самые трагические месяцы войны. В августе 1941-го в составе группы разведчиков, выходя из окружения, поэт попадает в плен. Это случилось в районе Березино в Белоруссии.

Череда лагерей на территории оккупированной Белоруссии, затем концлагерь Бухенвальд-Дора. Бесценный опыт выживания, героической борьбы в неволе Наби Даули опишет уже после войны в автобиографическом романе «Между жизнью и смертью», где от первого лица автор повествует о невыносимых муках и героическом сопротивлении узников одного из самых жестоких гитлеровских концлагерей. Роман был переиздан шесть раз общим тиражом более 1 млн экземпляров. Но между августом 41-го и выходом романа в 1957 году были месяцы и годы плена, безуспешные попытки побега и второе рождение 10 апреля 1945-го, когда член подпольной организации, объединявшей узников концлагерей и немецких антифашистов, Набиулла Давлетшин смог наконец с двумя своими товарищами бежать из плена.

Военная проза

После возвращения в Казань в ноябре 1945 года у него выдались нелегкие 12 лет. Сегодня мы знаем, какое отношение было к людям, побывавшим «там», в плену или на оккупированной территории, о чем было необходимо указывать даже в анкете при устройстве на работу. Случайные заработки, полуголодное существование, косые взгляды бывших коллег, невозможность печататься... Наби Даули был не только отлучен от литературной работы, но и лишен крыши над головой, скитаясь по чужим углам. Только хрущевская оттепель помогла вернуться в писательские ряды. К теме войны и сопротивления Наби Даули вернется в книге «Разрушенный бастион», в процессе работы над которой  познакомится со своей будущей второй женой. Его первый брак распался, не выдержав послевоенных ударов судьбы.

Предложение

В год 70-летия Победы было бы уместно переиздать военную прозу Наби Даули, которая по праву считается частью художественной эпопеи, воссоздающей и отражающей бессмертный подвиг советского человека, сокрушившего фашистскую гидру. Когда автор этих заметок учился в школе, а затем в вузе, военная проза Даули считалась гордостью татарской литературы, входила в список литературы для чтения в средней школе, как сегодня военная проза Воробьева, тоже хлебнувшего горя и мук фашистского плена.

С недавних пор в казанских музеях стали проводиться литературные вечера, посвященные жизни и творчеству выдающихся представителей татарской культуры. Активное участие в них принимают дети и внуки татарских писателей, члены клуба «Династия». Год назад такая встреча состоялась в музее им. Тукая, и посвящена она была Наби Даули.

Вела вечер дочь писателя Гульфия Набиулловна Давлетшина. Такие встречи не только способствуют популяризации творчества того или иного автора, но и позволяют узнать много новых неизвестных страниц биографии писателей. Перу Набиуллы Хасановича Давлетшина принадлежат несколько десятков произведений. Это и стихи, и пьесы для детей, и публицистический сборник «Необходимо сказать», и рассказы о животных «Меченый волк» (весьма символичное название, согласитесь, если вспомнить драматичную судьбу автора книги), и, конечно, военная дилогия писателя.

Имя его бессмертно

В 60 - 70-е годы прошлого века выходят поэтические сборники поэта «Встречи в пути», «Я остаюсь на земле», стихи и рассказы для детей. Встречи с читателями, литературные премии... Но все пережитое не прошло бесследно. В 1989 году сердце писателя и воина перестало биться. Хотя Указ о награждении Наби Даули медалью «Участник антифашистского движения в лагере смерти Бухенвальд-Дора» был подписан в 1977 году, медаль была вручена членам семьи поэта только в 1990 году. Не научились мы ценить человека и совершенное им при его жизни...

Имя и произведения Наби Даули заняли достойное место в национальной культуре татарского народа, в российской многонациональной литературе, вошли в литературные словари и справочники. Сегодня одна из улиц Казани носит имя Наби Даули. А в селе Базарные Матаки Алькеевского района РТ имя Даули присвоено гимназии, где усилиями учеников и педагогов создан музей поэта-воина. Очень важно, чтобы молодежь тоже знала и помнила имя и творчество нашего героического земляка. Вот в сокращении только одно из стихотворений Наби Даули в переводе Галины Булатовой:

Убеди
Я, наверное, резкий и злой,
Но и робость таится в груди,
В том, что нрав у меня
золотой,
Убеди ты меня, убеди.
 
Может быть, не о том я пою,
И порой нужных слов
не найти, -
В том, что я тебя очень
люблю,
Убеди ты меня, убеди.
 
Я поверю в тебя,
словно в жизнь,
Я твои оправдаю слова,
Только прежде сама убедись,
Что ты любишь и, значит,
права.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100