Александр Гербертович был гостем и участником сразу двух научно-практических международных конференций, прошедших на минувшей неделе в Казани: «Историко-культурное наследие Поволжья и Приуралья как потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона» и «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». - Если мы говорим о проблемах сохранения культурного наследия, то XXI век можно определить как время культурного безнаследия, - считает Александр Гербертович. - Мы продолжаем бездумно сбрасывать с корабля современности многие памятники прошлого. В этом вся драма развития архитектуры. Ожидание крушения нарастает с каждым днем. Мы вступаем в эпоху всеобщего глобализма, когда сохранить локальную, самобытную культуру того или иного народа очень и очень проблематично.
Отношение к истории, культуре становится виртуальным. Сейчас у всех есть интернет, и каждый человек, находясь в любой точке земного шара, может знать все обо всем. Зачем куда-то ехать, когда можно просто зайти во Всемирную сеть и виртуально погулять по любому городу, музею?.. Современные технологии дают нам странные, небывалые, практически безграничные возможности для познания окружающего мира. Но море информации - это еще не память. Знания о культуре и сама культура - два разных понятия.
Я убежден, что современная архитектура несет смерть большим городам.
Исторические памятники - это кладбища, потому что они хранят память о прошлом, но одновременно они живые, потому что память присуща только живому человеку. Парадокс, но это так и есть.
Любой музей по определению - это признак мира мертвых. Это холодильник или склад древностей. Это консервация прошлой жизни. На вопрос, куда девать старые вещи, многие сразу ответят: на помойку или в музей. Музей и помойка уравнялись в нашем сознании помимо воли. И нам этот парадокс придется каким-то образом преодолевать.
Что можно сделать только одним способом - вдохнуть в памятники и музеи жизнь, постоянно удивлять людей оригинальными идеями, экспозициями. Только так можно стереть грань между музеем и жизнью. Пока эта грань существует, наша жизнь будет неуклонно обедняться. И еще надо стараться с оптимизмом смотреть вперед. Есть такой замечательный афоризм: не бойтесь будущего - оно не настоящее!
Александр Раппопорт - архитектор, писатель, философ, искусствовед, мировой авторитет в области теории архитектуры. Работал в Москве в НИИ теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук. Пятнадцать лет прожил в Лондоне, являлся сотрудником Всемирной службы Би-би-си. Сейчас живет в Латвии на хуторе под Лиепаей.
Отношение к истории, культуре становится виртуальным. Сейчас у всех есть интернет, и каждый человек, находясь в любой точке земного шара, может знать все обо всем. Зачем куда-то ехать, когда можно просто зайти во Всемирную сеть и виртуально погулять по любому городу, музею?.. Современные технологии дают нам странные, небывалые, практически безграничные возможности для познания окружающего мира. Но море информации - это еще не память. Знания о культуре и сама культура - два разных понятия.
Я убежден, что современная архитектура несет смерть большим городам.
Исторические памятники - это кладбища, потому что они хранят память о прошлом, но одновременно они живые, потому что память присуща только живому человеку. Парадокс, но это так и есть.
Любой музей по определению - это признак мира мертвых. Это холодильник или склад древностей. Это консервация прошлой жизни. На вопрос, куда девать старые вещи, многие сразу ответят: на помойку или в музей. Музей и помойка уравнялись в нашем сознании помимо воли. И нам этот парадокс придется каким-то образом преодолевать.
Что можно сделать только одним способом - вдохнуть в памятники и музеи жизнь, постоянно удивлять людей оригинальными идеями, экспозициями. Только так можно стереть грань между музеем и жизнью. Пока эта грань существует, наша жизнь будет неуклонно обедняться. И еще надо стараться с оптимизмом смотреть вперед. Есть такой замечательный афоризм: не бойтесь будущего - оно не настоящее!
Александр Раппопорт - архитектор, писатель, философ, искусствовед, мировой авторитет в области теории архитектуры. Работал в Москве в НИИ теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук. Пятнадцать лет прожил в Лондоне, являлся сотрудником Всемирной службы Би-би-си. Сейчас живет в Латвии на хуторе под Лиепаей.