Сергей Фильченко: Историческая исполнительская практика родилась в 50-х годах прошлого столетия. Аутентизм - целая концепция возрождения музыки XVII - XVIII веков, когда музыканты стремятся, чтобы эта музыка звучала так, как в свое историческое время. В России это направление становится все популярнее, в Московской консерватории даже открыт факультет аутентичной музыки.
Павел Сербин: Эта музыка востребована слушателями. Причем она интересна не как нечто музейное, а как музыка сама по себе. Ее слушают как что-то новое, неизвестное.
- Вы играете на старинных инструментах XVIII века?
С. Ф.: Да, конечно. Аутентичную музыку необходимо исполнять на инструментах того периода. Хотя играть на них гораздо сложнее, чем на современных.
- А легко ли приобрести старинные инструменты, к тому же они, наверное, стоят немало?
С. Ф.: И струнные, и духовые инструменты XVIII века можно найти и купить и в России, и на Западе. И по деньгам это вполне доступно. Музыканту надо просто определиться: сначала инструмент и только потом - машина.
П. С.: Главное в наших струнных инструментах - жильные струны. Это совершенно другой резонанс, другое звучание. Но найти их в Москве сейчас невозможно. Мы покупаем их за границей. А раньше эти струны долгие годы выпускались на Полтавском мясокомбинате. Но несколько лет назад все оборудование для их изготовления было просто выкинуто на помойку, потому что кто-то решил, что это уже никому не нужно...
- Вы открываете для слушателей новую музыку, а где находите раритетные партитуры?
П. С.: Это целая история. Мы в контакте практически со всеми европейскими архивами. Много выписываем копий, изучаем старинные партитуры. Например, в интернет-каталоге очень уважаемого библиотекаря из Италии удалось найти некоторые пьесы русских композиторов XVII - XVIII веков, в числе которых и первая русская симфония Максима Березовского. Ее партитура оказалась в одном из частных архивов в Риме, поэтому процесс получения копий занял три года.
Вообще, много русской музыки разбросано по иностранным библиотекам. После революции в России архивы не особенно берегли. В 1918 году прилюдно сожгли архив Придворной капеллы. Многие рукописи были спасены благодаря эмигрантам. И еще многие произведения дошли до нас только потому, что наши композиторы в XVIII веке публиковались за рубежом.
- В Казани вы играли с оркестром La Primavera. Как ваши старинные инструменты звучали вместе с современными?
С. Ф.: Это наш первый опыт совместной работы с камерным оркестром. Мы, конечно, побаивались. Не знали, как это будет. Но профессионализм музыкантов La Primavera и Рустема Абязова позволил нам за три дня сделать интересную программу. Наш смелый эксперимент удался!