Новая жизнь музыки Фарида Яруллина: неоднозначный Шурале и возвращенный «Детский танец»

В Казани впервые прозвучала «Большая сюита» для камерного оркестра.

news_top_970_100

В ГБКЗ им. С. Сайдашева прошел концерт-презентация Большой сюиты из балета Фарида Яруллина «Шурале» в исполнении камерного оркестра La Primavera. Татарстанская премьера состоялась накануне в Альметьевске, однако части сюиты казанцы уже могли услышать в совместном проекте Рустема Абязова и театра кукол «Экият» в декабре прошлого года.

Флеш-карта вместо компакт-диска

Основой концерта стала 50-минутная сюита на балет «Шурале», которую записал оркестр La Primavera по инициативе художественного руководителя Рустема Абязова. Маэстро выступил автором оркестровки и концертной редакции сюиты, а звукорежиссером – Игорь Сиденко. Флеш-карта вышла тиражом в 500 экземпляров, а цифровой вариант записи можно найти на сайте оркестра. Кроме того, здесь же есть и партитура «Большой сюиты», причем доступ к ней – бесплатный. Также на безвозмездной основе флешки уже начали передавать в детские музыкальные школы, колледжи и вузы Татарстана. Запись войдет и в фонды телеканалов «Татарстан» и ТНВ.

 

Фото: © пресс-служба оркестра La Primavera

Запись сюиты уникальная тем, что до сих пор ее можно было услышать только в виде отдельных фрагментов музыки из балета «Шурале» в исполнении оркестра Большого театра под управлением Фуата Мансурова. Однако было это более 50 лет назад. Тогда, в 1970 году, была выпушена грампластинка фирмы «Мелодия».

В копилку театра кукол

Запись сюиты приурочена к 80-летию создания первого татарского балета «Шурале» Фарида Яруллина. 3 июля 1941 года в Казани прошла генеральная репетиция, однако молодой композитор был призван на фронт. Ему не удалось увидеть первую постановку балета. Командир стрелкового взвода 19 танкового корпуса, лейтенант Фарид Яруллин погиб в октябре 1943 года. В дальнейшем усилиями многих творческих личностей – музыкантов, балетмейстеров – произведение было существенно доработано и… отчасти сокращено. Например, там нет таких сцен, как «Детский танец» или «Дуэт Сююмбике и Шурале».

 

Фото: © пресс-служба оркестра La Primavera

Маэстро сделал переложение для своего камерного оркестра, которое включает эти «вырезанные» фрагменты. При этом ему хотелось не просто исполнить «Шурале, но сыграть его. Перед прошлогодней премьерой, предвосхитившей прошедшую 12 ноября презентацию диска, Рустем Абязов обратился к художественному руководителю театра кукол «Экият» Ильгизу Зайниеву. Так появилась постановка «SHURALE: Новая фантазия под музыку балета», которая вошла в репертуар театра кукол. Музыка там звучит в записи.

Музыкальное приношение Яруллину

На концерте в БКЗ сюита прозвучала в сопровождении стихов Альбины Абсалямовой. Еще одной гостьей стала пианистка Дания Хайбуллина из Новосибирска. Она в первом отделении исполнила как бы приношение композитору-юбиляру. Прозвучало сочинение Рустема Яхина, который тоже был композитором-фронтовиком, как и Фарид Яруллин, но война пощадила его. Рустем Абязов обработал фортепианный концерт, с которым Яхин выпустился из Московской консерватории. Так, в Казани прозвучал концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром двух авторов: Яхина-Абязова.

 

Фото: ©  пресс-служба оркестра La Primavera

Руководитель оркестра подчеркнул, что намеренно позвал новосибирскую пианистку: «Мы пригласили Данию Хайбуллину не только потому что она замечательная исполнительница. Она татарка, а я считаю, что именно татары исполняют свою музыку намного лучше музыкантов других национальностей, поскольку, наверное, на генетическом уровне чувствуют и мастерски передают все тонкости и нюансы».

Кроме того, были исполнена музыка отца композитора Загида Яруллина, в частности «Тукаевский марш», а также произведения основоположника татарской музыкальной культуры Салиха Сайдашева.

 

Фото: ©  пресс-служба оркестра La Primavera

Не конец, но завершение очередного этапа

На самом деле проект, связанный с «Шурале» длится уже много лет.

– Как-то я задумался, что, в отличие от других балетов, у «Шурале» нет сюиты, то есть оркестрового варианта.  Я обратился в Министерство культуры Татарстана с просьбой о ее создании. Получил заказ и написал «Большую сюиту» для симфонического оркестра. Я сделал серьезную редакцию, добавил новые инструменты. Произведение прозвучало несколько раз в исполнении ГСО и оркестра оперного театра. Но тут мне стало обидно – а почему мой, камерный оркестр не может ее сыграть? И адаптировал сюиту. Потом возникла идея записать сюиту, но это всегда связано со значительными финансовыми затратами. Тут нам помог выигранный грант благотворительного фонда «Татнефти», именно поэтому и премьера прошла в Альметьевске 10 ноября, второй кульминационный концерт, конечно, в Казани.

Хотя отмечу, что мы уже «прокатали» сюиту по всему Татарстану в течение года, но там звучала только музыка. А в этих двух городах ее будут сопровождать и стихи, которые читает их автор, Альбина Абсаллямова.  Весной мы записали сюиту, летом работали над звуком, сведением, а в сентябре вышла флеш-карта. Мы специально выпустили ее, а не диск, потому что сейчас мало у кого есть дисководы в устройствах. Таким образом, весь год у нас был посвящен 80-летию балета «Шурале», – поделился Рустем Абязов.

 

Фото: © пресс-служба оркестра La Primavera

Маэстро рассказал, что для оркестра казанским концертом завершается только очередной этап, связанный с продвижением музыки Фарида Яруллина. В планах – новые проекты:

–  Я только что создал Фантазию на темы из балета «Шурале» и сделал красивую композицию, используя и ее, и Сюиту, и поэму Тукая. Назвал «Две судьбы под знаком Шурале». Мы сделали заявку на грант Министерства культуры Татарстана. Если поддержат, то будет и такая программа, немного театрализованная, поскольку на роль Тукая будем приглашать актера, а возможно, что двух: один татароязычный Тукай, другой – русскоязычный, – раскрыл маэстро свои секреты для «Казанских ведомостей».

 

Фото: © пресс-служба оркестра La Primavera

А так ли плох Шурале?

Поэт Альбина Абсалямова рассказала, что Фарид Яруллин присутствовал в ее творчестве еще до проекта оркестра La Primavera.

– У нас дома постоянно звучало имя Фарида Яруллина, потому что он дружил еще с моим дедушкой – Абдурахманом Абсалямовым. У нас постоянно звучала музыка. Сейчас я живу напротив дома, где жил композитор. Я часто смотрю на него из окна и мне кажется, что звуки фортепиано до сих пор звучат оттуда. Когда Рустем Абязов предложил мне «переосмыслить классику», написать стихи для сюиты, это было несколько неожиданно. Правда, у нас уже был один совместный проект – для новой версии «Щелкунчика» я написала слова, а Алина Шарипжанова их прекрасно исполнила в сопровождении оркестра.

Конечно, я очень волновалась и в этот раз, но, думаю, проект удался. Стихи однозначно навеяны музыкой, моим пониманием ее, они сопровождают все шесть частей сюиты. Это не отсылка к стихам Тукая. Где-то я писала от имени Сююмбике, героини, которая встречает Шурале и Али-Батыра. Мы спорили с Рустемом Юнусовичем, в частности, об образе Шурале, плохой и страшный он, или, напротив, в чем-то даже положительный, недооцененный герой, – сказала перед казанской премьерой Альбина Абсаямова.

 

Фото: © пресс-служба оркестра La Primavera

 

news_right_column_240_400