Казанский любитель математики Логман Шыхалиев три года пытается достучаться до сердец и... дверей российской научной элиты, чтобы закрепить за собой авторские права на открытия мирового значения в области теории чисел, в том числе на собственное доказательство знаменитой теоремы Ферма.
Наши читатели уже знакомы с биографией этого увлеченного человека: газета писала о нем 16 января 2003 года («КВ» №9/10, «Тайна теоремы Ферма раскрыта казанским предпринимателем?»). Эта публикация послужила началом мощной информационной волны, которая прокатилась по крупнейшим российским средствам массовой информации. Ее перепечатывали зарубежные информационные агентства, ставили на сайты ведущие электронные порталы России. Не молчали и наши читатели: они звонили, справлялись, как продвигаются дела у энтузиаста математики из Казани. И только наши ученые, которым сам Аллах велел интересоваться такими вещами, как будто воды в рот набрали.
Впрочем, понять их можно: уж слишком невероятным кажется сам факт, что какой-то малоизвестный, не обремененный учеными степенями и работой в научных учреждениях гражданин сумел доказать то, что многие годы, десятилетия и даже века не удается величайшим светилам точной науки! Куда только ни обращался Логман Алигейдарович сперва в Казани, а затем в Москве: в технический и государственный университеты, в Академию наук РТ, в Институт математики имени Стеклова, Московский государственный университет имени Ломоносова, в РАН, в различные математические журналы. Все тщетно. В лучшем случае ему говорили: вот если бы вы были нашим работником, тогда мы могли бы с вами кашу сварить; а так, кто знает, что вы за птица, мало ли вас, таких «гениев», ходит. Разве что справку из психбольницы не требовали. К слову, она у нашего героя имеется. А еще говорили, что его решение опоздало: теорему Ферма уже доказали... Словом, как в той одесской поговорке: «Вас здесь не стояло!»
Но отвлечемся на миг от хождений нашего героя по мукам. Тем более что прохладное отношение властей (в том числе и научных) предержащих ко всякого рода изобретателям и фантазерам, которые тем не менее и двигают по-настоящему и науку, и прогресс, печально известно. Вернемся к теореме Ферма и к тому человеку, кто, как сегодня действительно считается, ее доказал. Это американский профессор Эндрю Уайлс, который еще в десятилетнем возрасте поклялся себе, что ее докажет. Много времени ушло у него на разработку стратегии решения, а потом был семилетний штурм, закончившийся, как тогда казалось ученому, победой. В 1994 году он впервые обнародовал свое решение, занявшее свыше 200 страниц, и сорвал бурю оваций. Но едва они отгремели, как коллеги нашли фундаментальную ошибку в рассуждениях Уайлса. А потом был еще один год лихорадочной работы. Торопясь, как бы его не обогнали конкуренты, он снова представил свою работу на суд общественности. На сей раз оказалось, что ошибки в его рассуждениях нет. Торопился же профессор оттого, что еще в 1908 году немецкий промышленник и математик-любитель Пауль Вольскен назначил премию в 100 тысяч марок тому, кто докажет теорему Ферма. За два года, что были предусмотрены учредителем для тщательной проверки доказательств, ошибки в рассуждениях математика не обнаружили. И в 1996 году он получил долгожданную премию.
Но можно ли сегодня считать, что доказательство Уайлса является тем самым доказательством, которое имел в виду сам Пьер де Ферма? Вот что думает по этому поводу Логман Шыхалиев:
- Американский профессор использовал в своих рассуждениях раздел математики, которого 300 лет назад... просто не существовало. И уж никак не мог Ферма, хоть он и был великим математиком, удержать в голове 200 страниц вычислений. Как известно, в его доме тогда даже обыск производили и не нашли ни одной бумажки! Я считаю, что доказательство Уайлса ошибочно. Думаю, что он и сам это знает, но по понятным причинам помалкивает. Я же кричу на весь белый свет, чтобы мне разрешили обнародовать в научных кругах свою оригинальную версию доказательства. Ту, которая, как я думаю, была и у самого Пьера де Ферма. Она вообще не требует никакой бумаги и свободно умещается в голове. Уверен я и в том, что для людей, мало-мальски разбирающихся в теории чисел, мое доказательство будет понятно как дважды два четыре. Эндрю Уайлс же предлагает нам путь, который ведет в тупик. Я готов доказать и это.
Почему же все-таки так упорно молчат ученые мужи, профессора и академики от науки? - возникает неизбежный вопрос. Для того чтобы ответить на него, обратимся еще к одной щекотливой теме: о роли «презренного металла» в деле стимуляции интеллекта. Чего греха таить, во все времена лучшим средством для активизации мыслительного процесса в научном мире были и остаются... денежные знаки. Математика как основа всех точных наук не исключение. Более того, именно в этой области как ни в какой другой учреждено множество различных премий. Об одной из них, которую получил американский профессор, мы уже сказали. Множество премий учредил также легендарный математик Пол Эрдеш. Их размеры колебались от 10 тысяч долларов за «безнадежные» задачи до 25 - за те, которые он предлагал решать прямо на своих лекциях.
Огромную премию в 100 тысяч долларов США учредил далласский банкир Эндрю Биль, увлекающийся математикой, за доказательство своей гипотезы, обобщающей теорему Ферма и касающейся неопределенного уравнения. А издательство Faber and Faber совместно с Bloomsbury Publishing пошли еще дальше, учредив приз в один миллион долларов за доказательство другой гипотезы, сформулированной еще в 1742 году Христианом Гольдбахом в письме к Леонарду Эйлеру, гласящей, что любое четное число представимо в виде суммы двух простых чисел. Несколько призов - в 100, 150 и 250 тысяч долларов - учредила организация Electronic Frontier Foundation за простые числа, состоящие, соответственно, не менее чем из 10, 100 и 1000... миллионов десятичных цифр. И это еще не все. В 2000 году Институт математики имени Клэя учредил семь премий по одному миллиону долларов каждая за решение семи математических проблем. Это гипотезы Римана, Пуанкаре, Ходжа, Берча и Свиннертона-Даера, а также уравнение Навье-Стокса, теория Янга-Миллса и еще одна гипотеза о соотношении Р и NP. Можно представить, каковы их сложность и значение для мировой науки, если только для того, чтобы разобраться хотя бы в их формулировках, нужно проучиться пять лет на математическом факультете. Но даже тогда не каждый сможет понять суть некоторых задач-миллионеров!
Наш герой пока еще не решил все семь задач. Но одну из них, как это ни покажется странным, уже одолел. Речь идет о так называемой гипотезе Кука о соотношении Р и NP. Семь лет назад, когда гипотеза еще не входила в так называемый Миллениум, Л.Шыхалиев доказал, что проверка правильности решения задачи не может быть более длительной, чем само получение решения, независимо от алгоритма проверки. Кстати, это решение имеет и прикладное значение, раскрывая огромные возможности для прорыва в таких важнейших областях науки и техники, как информатика и криптография. Но и это еще не все. По словам математика-любителя, в ходе поиска доказательства теоремы Ферма (а он перебрал более ста вариантов решения) ему удалось доказать и две сложнейшие гипотезы - Биля и Гольдбаха!
Ясно, что ни один академик, бьющийся хотя бы над одной из этих величайших проблем, открывающих невиданные возможности для продвижения математической да и всех других наук вперед, ни за что не признает первенства «человека с улицы», каким и представляется им Логман Алигейдарович. Хотя он, как и они, отдает математике всю свою жизнь. С той лишь разницей, что они получают за это жалованье от государства, а он зарабатывает на жизнь своими руками и головой.
Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба любителя математики, если бы не «Казанские ведомости» и ее читатели. После выхода в свет материала один из них, Эльчин Алиев, бывший в ту пору председателем общества азербайджанской культуры в Татарстане, послал номер нашей газеты в Москву. А вскоре корреспонденция о Шыхалиеве появилась на страницах всероссийской газеты «Азеррос». Она произвела огромное впечатление на азербайджанскую диаспору. Редактор газеты Олег Мамедов и другие московские земляки Логмана Шыхалиева решили помочь ему и стали пробивать глухую стену молчания в крепости под названием «Российская академия наук». А так как в московской диаспоре немало известных и даже знаменитых людей, чего пока не скажешь о нашем герое, им вскоре удалось выйти на самого президента РАН академика Ю.Осипова. Прочитав нашу газету, Юрий Сергеевич пообещал, что даст добро на приглашение соискателя мировой математической славы на один из ближайших научных семинаров.
Хочется верить, что слово главного ученого страны так же твердо, как гранит науки. И уже этой осенью лучшие математические умы России соберутся, чтобы выслушать доклад никому не известного пока любителя теории чисел из Казани. Который, обладая столь значительными открытиями, сулящими ему и богатство, и славу, все еще не укатил за кордон, не нашел богатых спонсоров, не продал свои «мозги» и душу за заморскую валюту. Который, так же как и все мы, мечтает увидеть нашу страну богатой и процветающей.
Владимир МУЗЫЧЕНКО.