О том, как Вовку воспитывали

Шестилетний Вовка вот уже полчаса стоял в углу. Хотел поплакать, но почему-то не плакалось. Был бы он постарше - понял бы, что это от непонимания ситуации.

news_top_970_100
А ситуация сложилась необычная для обычной российской семьи. Еще до рождения Вовки начитанные родители (отец - физик Эдуард Звягин - и мать - инженер-технолог Алла) задумались над тем, как они его будут воспитывать, перебрав массу методов. Мама Эдуарда Вероника Леопольдовна была удивлена проблеме, созданной молодыми родителями: «Что тут думать? Испокон веков есть кнут и пряник». Но эта истина не дошла до адресата, и, когда появился в доме Вовка, споры и обсуждения возобновились с новой силой. Эдуарду очень нравился немецкий метод, да и Аллу он поначалу устраивал. Однако при ближайшем знакомстве ее насторожили некоторые его аспекты. Особенно то, что немецкие молодые мамы никогда и никому не оставляют ребенка. Они берут его с собой в гости, в магазин, на экскурсии. Алла, будучи натурой деятельной, никогда не сидела просто так, всегда, несмотря на наличие высшего образования, чему-то училась, занимаясь то в кружках, то на курсах. Даже за месяц до родов она сдавала какие-то экзамены. И при обсуждении поняла, что немецкий метод воспитания не позволит вести привычный ей образ жизни. Поэтому она умело перевела обсуждение на другие темы. Так проходил день за днем, вечер за вечером. В один прекрасный день, когда споры накалились до состояния крика, в комнату с ребенком на руках вошла Вероника Леопольдовна с единственной просьбой: чтобы не шумели. Но, послушав некоторое время возбужденные споры, интеллигентная женщина, привыкшая изъясняться изысканно-благородно, покачав головой, лишь произнесла: «Обалдеть!» После чего покинула помещение.В результате первенца Вовку решили воспитывать по японской системе. По ней до пяти лет у ребенка предполагался «период вседозволенности». В это время японцы обращаются с ребенком «как с королем». Так частично было и в семье Звягиных - Вовке дозволялось все, и он жил действительно как король. Захочет - сломает у сестренок игрушки, захочет - отберет вкусный кусочек, захочет - за косы их подергает. В обычной семье он за каждый такой проступок был бы уже наказан, но японская система воспитания не позволяла родителям применять какие-либо наказания, тем более телесные.Вседозволенность все-таки была частичной: Вовка немного побаивался открыто шкодить, видя несогласие с происходящим бабушки Вероники. Искусственно посаженная на российскую основу система давала сбой. Несколько раз мама Алла при поддержке свекрови пыталась отменить все это, но папа Эдуард был непреклонен. Полученная вседозволенность давала Вовке возможность фантазировать в области неадекватных поступков.В тот вечер у Звягиных собрались гости. В разгар веселья Вовка вышел из своей комнаты и, дождавшись паузы, провозгласил: «Идите посмотрите, что я там сделал». Хозяева и гости, веселые и заинтригованные, поспешили в детскую комнату. Они были вознаграждены сполна: посреди комнаты горел костер. Вовка собрал какие-то бумаги, книги и все это поджег. Эффект превзошел все ожидания. Немая сцена, достойная Гоголя, сменилась героическим тушением огня не совсем трезвыми гостями и хозяевами. Когда опасность миновала, все взоры собравшихся были обращены на Вовку. Напряжение нарастало. Женщины сгрудились возле мальчика, готовые кинуться на его защиту, мужчины же ждали решения от главы семьи. К удивлению всех, включая и Вовку, ничего страшного не последовало. Ни криков осуждения или обвинения, ни тем более наказания. Папа Эдуард предложил гостям вернуться за стол. Все так и сделали, однако случившееся не возбуждало желания продолжать веселье или просто общение, и вскоре вечеринка была свернута. Между тем фонтан фантазии у Вовки бил с неистовой силой, и следующий поступок был посильнее прежнего. Как-то за ужином сестренка Вовки вдруг дико закричала и стала метаться по комнате, хватаясь за ногу выше коленки. Родители бегали за ней с криками: «Оленька, что случилось?» И вновь в центре внимания совсем скоро оказался первенец. Оказывается, он сходил на кухню, нагрел ложку на огне и прислонил ее к ноге сестренки. Вот тут-то и прекратило свое существование воспитание по-японски. А в доказательство этого папа Эдуард со словами «Переходим на русскую систему» выдернул из брюк ремень и наглядно доказал преимущество русской системы перед японской. Обиженный и непонятый Вовка стоял в углу и не мог понять этих взрослых. Сами все разрешали, а сами... Эх, не мог он предположить, что ждало его далее, если бы родители продолжили свои эксперименты. Об этом узнала его бабушка. Она прочитала, что японцы с ребенком от 5 до 15 лет обращаются как с рабом (родители или забыли, или отложили этот этап), а после 15 - на равных. Там всем ясно, что подросток этого возраста - вполне взрослый человек. Он знает свои обязанности и правила поведения, у него и мысли не появляется нарушить эти правила. Вероника Леопольдовна, вспомнив, видимо, годы деятельности в обществе «Знание», прочитала молодым родителям лекцию, в которой популярно объяснила вред перенесения японских методов воспитания (как впрочем, и других) на российскую почву и российскую действительность. - Да, маленьким японцам разрешают все, - вещала Вероника Леопольдовна. - Но они обретаются в жесткой системе правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Им невозможно не подчиняться, поскольку так делают все, и поступить по-другому - «потерять лицо», оказаться вне группы. Там общество настроено на такое воспитание. И если в Японии ребенок окружен заботой и вниманием в любом коллективе, то у нас его будет наказывать воспитательница, которая и знать не знает про какую-то там японскую систему. Вот тогда-то вы и пожнете горькие плоды этого самого воспитания.Особых возражений со стороны родителей мальчика не было. А знаком согласия с выступлением мамы, свекрови и бабушки в одном лице был сжатый в твердых мужских руках ремень, не успевший еще остыть, и слезы в три ручья матери наказанного ребенка. Вовка же пребывал в замешательстве.- Всему свое место! - резюмировала Вероника Леопольдовна, не предполагая, что таким образом она высказала один из основных принципов японского мировоззрения. Мировоззрение же семьи Звягиных в этот вечер претерпело революционные преобразования, результатом которых стал «шелковый» (правда, лишь на некоторое время) Вовка. Теперь воспитание детей семьи Звягиных ни на йоту не отступало от родных корней.

news_right_column_240_400