ОТ ТРЯПИЧНЫХ ПАЛАТОК - К ТОРГОВЫМ КОМПЛЕКСАМ

Торговля, наверное, единственный сектор экономики, который адаптировался и продолжает развиваться в условиях рынка. Одним из самых сильных контраргументов сторонникам ностальгии по советским временам является молчаливое указание на заполненные прилавки с заветными некогда "десятью сортами колбасы". На любой вкус, на любой кошелек.

news_top_970_100

Торговля, наверное, единственный сектор экономики, который адаптировался и продолжает развиваться в условиях рынка. Одним из самых сильных контраргументов сторонникам ностальгии по советским временам является молчаливое указание на заполненные прилавки с заветными некогда "десятью сортами колбасы". На любой вкус, на любой кошелек.

Все мы потребители: будь то информация, товары или услуги. Поэтому именно эта сторона нашей жизни (если это и не есть сама жизнь) является одной из самых важных для нас. Начальник управления торговли, общественного питания и потребительских услуг г. Казани Фарит Халиуллин определяет состояние потребительского рынка как "позитивно динамичное", когда тенденции роста товарооборота приобретают более устойчивый характер. Согласно показателям (а цифры - это уже не банальность и не дидактика), количество объектов потребительского рынка в Казани увеличилось за год на 8%, т.е. было открыто 280 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Ново-Савиновский, Приволжский и Советский районы - лучшие в вопросах развития предприятий отрасли и объема товарооборота.

Для справки. На 2002 год "потребительская карта и статистика" города таковы:

3550 стационарных объектов потребительского рынка, объектов торговли - 1884, общественного питания - 967, бытового обслуживания - 699;

объем текущих и завершенных инвестиций в 2002 году составил 1282,8 млн. руб.;

реализовано товаров народного потребления на душу населения на 34,8 тыс. руб. и услуг бытового характера на 1237 руб.,

доля завозных промышленных товаров составляет до 80%,

доля местных продовольственных товаров достигает 70%.

Развитие потребительского кредитования и платежей по пластиковым карточкам является своего рода индикатором процесса перехода от "периода становления дикого капитализма" к устойчивости цивилизованного образа жизни. Пусть даже потребительского.

Строительство таких торговых центров, как открывшийся недавно "Рамстор", планируемый коммерческий центр "ИКЕА" и многофункциональный торговый комплекс "Метро", - новая цветная открытка с видом тысячелетней Казани, которая становится все более привлекательной для инвесторов, в числе которых крупные шведские, турецкие, немецкие и московские фирмы.

Для сравнения: 30 процентов всего товарооборота в Российской Федерации приходится на Москву, почти 50 процентов товарооборота нашей республики - на Казань.

Открыты "Пирамида" и "Рамстор", "Модная семья" и "ДОМО-дизайн", расположение двух последних - вблизи железнодорожного вокзала и продовольственного рынка - удобно для казанцев и гостей города. Крупнейшими строительными объектами потребительского рынка на сегодняшний день являются гостинично-торгово-развлекательный комплекс ОАО "Орленок" (все как у "больших"!) и торговый центр "Орленок". Особенно интересными считает Фарит Халиуллин проекты по строительству сети так называемых экономических - дисконтных - универсамов, которые будут представлять в основном продовольственные товары по низким ценам: "кошелек-то у всех разный". Все это и дополнительные рабочие места, и повышение качества товаров и обслуживания, строгая учетность и прозрачность денежного оборота.

Одна из задач управления на сегодняшний день - поиск путей по приведению торговых центров (магазинов, рынков, крупных универсамов) в соответствие со стандартами "нормальных цивилизованных услуг". Один из них - передача функций в руки одного торгового оператора, что снизит цену товара за счет устранения лишних звеньев (как, например, Турция - Москва - оптовый рынок - розничная продажа), а также способствует повышению качества товаров и услуг, поскольку оператор станет работать напрямую с татарстанскими производителями и местными поставщиками. И тогда успех будет на стороне именно тех промышленных предприятий, которые сумеют вовремя соориентироваться в новой ситуации.

Но не приведет ли это к упадку малого бизнеса? И как это отразится на работе продовольственных и вещевых рынков? Ведь не каждый день нам приходится катать набитые тележки по сверкающему огромному торговому залу магазина, чаще всего пучок редиски да хлеб с молоком становятся победителями в номинации "Товар дня". По словам Фарита Халиуллина, рынки имеют право на существование наравне с супер- и гипермаркетами, но необходимо многие из них реконструировать, улучшать их материальную базу. Конечная цель - уйти от тряпичных палаток и павильонов к торговым комплексам. В октябре-ноябре 2002 г. был проведен республиканский конкурс "Лучший рынок РТ", в котором призерами стали ООО "Аметист" и ООО ТК "Савиново".

Цифры меняются, объекты обновляются, но задачи, направленные на улучшение состояния потребительского рынка, отвечающего нашему финансовому и "душевному" положению, остаются всегда незыблемыми: улучшение качества услуг, внедрение прогрессивных форм обслуживания, развитие коммерческих отношений с местными товаропроизводителями.

Подготовила Лейла ГАФФАРОВА по материалам управления торговли, общественного питания и потребительских услуг г. Казани.

news_right_column_240_400