ПИТЬ И КУРИТЬ В МЕРУ - ПОЛЕЗНО?

Полезны ли вредные привычки? В самой постановке вопроса уже присутствует лукавство: если нечто во вред, то какая же от него польза? Но ученые спорят...

Сначала о курении. Американцы обнаружили, что есть определенная связь между любовью к сигарете и риском развития с течением времени болезни Альцгеймера. Ученые заметили, что курильщики гораздо реже страдают этим тяжелым недугом, поражающим некоторых людей в старости и вызывающим серьезные проблемы с памятью. А недавно исследователи из Университета Дьюка обнародовали свое заключение: умеренные дозы никотина благотворно влияют на память пожилых людей. Правда, в экспериментах научной группой использовались не сигареты, а никотиновый пластырь, позволяющий избегать побочных эффектов при курении.

Исследователи из Национального политехнического института Мексики обнаружили, что содержащиеся в сигарете вещества уменьшают количество микробов в организме человека. Уменьшают, но не уничтожают полностью! Оставшиеся микробы становятся особенно живучими и мешают лекарствам делать свое дело: у курильщиков повышается сопротивляемость к медикаментам, особенно к антибиотикам. Вот почему курящие люди гораздо тяжелее и дольше болеют гриппом, медленнее расстаются с последствиями простуды и респираторных инфекций. Им приходится использовать все более и более сильные дозы лекарств, что, в свою очередь, провоцирует другие недуги, в частности отрицательно влияет на вестибулярный аппарат. К таким выводам группа исследователей под руководством профессора Гутьерреса пришла в результате проведенных экспериментов, в которых участвовали 200 добровольцев, половина из них были заядлыми курильщиками.

В Российском онкологическом научном центре имени Н.Блохина не сомневаются во вреде курения. Онкологи установили связь между курением и более чем 25 различными заболеваниями, причем с каждым годом их перечень становится все длиннее. Это не только злокачественные опухоли, но и сердечно-сосудистые недомогания, болезни органов дыхания, ухудшение слуха, повреждения почек и еще целый букет недугов. Причем российские ученые, в отличие от американских коллег, утверждают: курение не уменьшает, а увеличивает риск развития болезни Альцгеймера.

А теперь обратимся к другой вредной привычке. Хорошо известно, что пристрастие к спиртному к добру не приводит. Но в последнее время все чаще и чаще говорят о пользе умеренного пития, что поможет, если верить этим мнениям, избежать сердечно-сосудистых заболеваний. Правда, тут исследователи несколько расходятся. В частности, специалисты из Университета Джона Хопкинса в США не находят связи между употреблением спиртных напитков и снижением риска подвергнуться сердечно-сосудистым недомоганиям. Они провели специальное исследование и не обнаружили положительного влияния умеренных доз алкоголя. Правда, не получили и прямых свидетельств обратного. Но вот что доказали ученые: с годами объем мозга у людей, пьющих пусть и по чуть-чуть, но регулярно, уменьшается.

В ходе экспериментов - а для участия в них были по случайной выборке отобраны 1909 мужчин и женщин в возрасте до 55 лет, использовалась техника магнитного резонанса, позволяющая, в частности, измерять объем мозга и поражения белого вещества, что способно указать на потенциальную угрозу инсульта. Испытуемых разделили на три группы: в одну вошли трезвенники, в другую - люди, пьющие крайне редко, в третью - умеренно принимающие спиртное. При этом учитывались и другие обстоятельства. Такие, как курение, избыточный вес и так далее. В результате эксперимента никаких параллелей между умеренным потреблением алкоголя и поражением белого вещества не было замечено. Как не обнаружилось связи с возможным развитием инфаркта. Зато четко прослеживается зависимость между периодической рюмкой спиртного и уменьшением объема мозга. Эта тенденция обнаружилась даже у тех, кто пьет редко.

Финские специалисты из Национального института здоровья провели серию экспериментов на крысах, чтобы выяснить, как алкоголь влияет на продолжительность жизни.

Итоги этих экспериментов продемонстрировали парадоксальные результаты. Во-первых, как выяснилось, неважно, как долго крысы принимали спиртное. Этот фактор не проявил себя при сравнении продолжительности жизни животных из разных групп. Зато все крысы-"алкоголики" оказались здоровее и прожили дольше, чем их собратья-"трезвенники". Из этого исследователи заключили, что гены, специфические для крыс, избегающих алкоголя, оказывают отрицательное воздействие на их здоровье. Что доказывает этот опыт, пока сказать трудно, ибо полученные результаты нельзя распространять на людей. На то есть множество причин, и одна из них та, что у крыс гораздо быстрее, чем у людей, происходит обмен веществ.

И все-таки существует ли связь между продолжительностью жизни человека и потреблением алкоголя?

На этот вопрос попытались ответить питерские ученые из медицинской академии постдипломного образования и института экспериментальной медицины, проанализировавшие судьбу нескольких тысяч мужчин в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Изучаемые группы разделили по возрасту (с 1916-го по 1935-й год рождения и с 1927-го по 1946-й) и по уровню образования. А когда сравнили полученные результаты, выявили чрезвычайно любопытную картину. Так, не подтвердилось распространенное мнение о том, что алкоголь однозначно укорачивает жизнь. Оказывается, немаловажную роль играет уровень образования. Среди высокообразованных мужчин, как пьющих, так и равнодушных к спиртному, за рассматриваемые сроки смертность не выросла. Зато этот показатель чрезвычайно велик в группе с низким уровнем образования. Если судить по питерской статистике, чем выше уровень образования мужчины, тем меньше риск умереть молодым.

Столичные же ученые категоричны (и в этом, кстати, с ними солидарны специалисты из многих городов России): по данным Московского института психиатрии при Минздраве РФ, любовь к спиртному ведет к суициду, чрезмерное потребление алкоголя увеличивает число самоубийств. Вывод основан на статистических материалах, которые показывают: люди гораздо чаще накладывают на себя руки, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Причем мужчины это делают в восемь с половиной раз чаще, чем женщины.

Подготовил Игорь КРАЕВ.