Подвиг Михаила Девятаева: не оставить главное за скобками

8 февраля 1945 года с самой секретной ракетной базы Германии в Балтийском море - Пенемюнде - совершили дерзкий побег 10 советских военнопленных. Они улетели на самом важном самолете «Хейнкель-111», «машине Штейнгофа», которая была пультом управления ракетами Фау-2. За штурвалом был летчик из Казани Михаил Девятаев.

news_top_970_100
14 февраля 1945 г. с площадки №7 Пенемюнде взлетела последняя ракета Фау-2 с заводским номером 4299. Последний из 10 тысяч снарядов, запущенных с базы по Лондону и Парижу с 1943 года. На следующий день база прекратила существование из-за прицельного бомбометания советских и союзных бомбардировщиков. Гитлер потерял свое «оружие возмездия», на которое очень рассчитывал...Была ли связь между этими событиями?Боевик об антифашистеОдна российская кинокомпания при поддержке правительства Мордовии сняла художественный фильм «Побег в небо. Девятаев». Сценарист и продюсер утверждают, что лента основана на реальных событиях. По признанию авторов, это исторический боевик о том, как летчик Девятаев с товарищами улетел из самого секретного места фашистской Германии - лагеря Пенемюнде. Главный смысл фильма - рассказать, почему смельчакам-девятаевцам удалось вырваться из ада. Захваченный ими «Хейнкель-111» не был сбит якобы потому, что навстречу попался «порядочный» немецкий летчик «Мессершмидта» Гюнтер Хобом. Антифашист «пожалел» узников Пенемюнде, не стал их сбивать и догонять...Может быть, получился неплохой боевик о роли противников Гитлера в поражении Германии. Но стоит подумать, ДЛЯ ЧЕГО снимаются подобные фильмы, «основанные на реальных событиях». Прежде всего для того, чтобы рассказать как можно большему количеству современников, В ЧЕМ СУТЬ подвига Михаила Девятаева и его товарищей. Зная детали события, описанные советским летчиком, можно заметить, что фильм не отражает сути побега, ставшего поистине историческим событием.Тайна героя ДевятаеваИменно о главном смысле результатов своего побега Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев не имел права рассказывать ни писателям, ни журналистам, ни многочисленным участникам встреч с ним. Первую попытку он сделал лишь 28 февраля 2001 года, за полтора года до своего ухода. Лишь тогда в газете «Красная Звезда» появилось интервью Девятаева под названием «Вертикаль мужества», в котором появилось наконец упоминание о том, что побег узников Пенемюнде был как-то связан с разгромом ракетной базы Германии.Сейчас каждый школьник может прочесть в «Википедии», что карта расположения и схема полигона Пенемюнде были переданы англичанам польскими заключенными еще в начале 1943 года.17 августа 1943 года 597 тяжелых бомбардировщиков стратегической авиации Великобритании сбросили на немецкую базу тысячи бомб. В результате погибли 735 военнослужащих вермахта, в том числе главный конструктор ракетных двигателей доктор Вальтер Тиль, много ведущих специалистов. Серийный выпуск Фау-2 был задержан на полгода. Англичане разбомбили и концлагерь, в котором погибли 213 заключенных. Фашистам удалось сбить 47 самолетов. Но несмотря на постоянные налеты англичан, ракеты на Лондон улетали почти ежедневно. Подземный завод успешно продолжал выпускать по 900 Фау-2 в месяц.Так почему же англичанам не удалось остановить старты немецких ракет? Потому что у них не было точных координат 13 стартовых площадок Фау-2...8 февраля 2002 года, за несколько месяцев до смерти, Михаил Петрович позвонил мне в редакцию Книги Памяти Татарстана и пригласил на серьезный разговор к себе в квартиру. Разрешил взять видеокамеру. Правда, предупредил, что показывать съемки на ТВ пока преждевременно. Сейчас часть интервью может увидеть любой желающий на сайте «Мемориал Великой Отечественной войны» (www.kremnik.info).Девятаев: «По немецким документам считается, что меня расстреляли в Заксенхаузене. Но ребята-подпольщики дали мне жетон умершего учителя. Так я стал украинцем Никитенко и был направлен на ракетную базу, в команду маскировки. Мы работали прямо в ракетном центре. Еще в 1943 г. на строительстве кислородного завода подстроили взрыв хорошие ребята-антифашисты. Имен их никто не знает. Их расстреляли и закопали здесь же. Но выпуск кислорода удалось задержать на несколько месяцев. (На жидком кислороде и спирте и летали ракеты со скоростью звука на 400 км - М.Ч.)Американские и английские самолеты бомбили ложный аэродром с фанерными макетами. На полуострове длиной 60 км и шириной 3,5 км невозможно было найти 13 стартовых площадок ракет. Они были замаскированы в лесу на берегу моря. Деревья и маты с дерном были на колясках, которые раздвигались перед стартом и возвращались обратно после запуска.Когда мы прилетели 8 февраля в расположение нашей 61-й армии, я потребовал доставить меня к генерал-лейтенанту Белову. Он знал меня раньше. Говорю ему: дуйте 200 метров вдоль берега моря по лесу, там все главные объекты. Белов ахнул, схватился за голову и связался с командующим фронтом.Видимо, сообщили координаты и союзникам. С 14 по 18 марта 1945 г. наши бомбардировщики «утюжили» те места, которые я показал, и стартовые площадки. И 3,5 тысячи фрицев угробили.
Мало того, там подземные цеха были по производству не только ракет, но и летающих «тазиков». Мы их тоже видели, но летать они еще не могли. Времени не хватило для доработки.Самолет, который мы угнали, мог управлять по рации полетом ракет. Он сначала взлетал и указывал курс. Ракеты уже могли долететь и до Ленинграда. У нас ничего подобного тогда не было. Если б мы их тогда не достали, они б нам дали тогда перцу».К рассказу ветерана нужно добавить, что 24 января 1945 г. с базы Пенемюнде совершила успешный полет двухступенчатая баллистическая ракета А9/А10 «Калифорния» (по другим источникам - «Америка»), которая упала в океан у берегов Гренландии. Но уже летом того же года фашисты планировали бомбежку Америки подобными ракетами с подводных платформ из Атлантики.
И это была реальная угроза не только для США, но и для нашего Ленинграда и Заполярья. Угроза гораздо более серьезная, чем сказки о морских базах нацистов в Антарктиде, о которых почти ежедневно рассказывают нам газеты и телеэкран.Хитрость мордвинаА что касается Гюнтера Хобома, который якобы пожалел беглецов, и здесь все было иначе. Михаил Петрович пояснил, почему быстрый «Мессер» не смог его «догнать и уничтожить». Преследователь считал, что беглецы полетят на восток, к своим. Что, по логике немца, бесспорно. Там, над Польшей, он и искал угнанный «Хейнкель-111». Но хитрый мордвин Девятаев не сразу полетел на восток. Прикинув по пульту управления, что горючего достаточно, он решил сделать небольшой крюк в сторону Швеции. И летел не над облаками, как все бомбардировщики, а прямо над волнами, как делал когда-то на У-2. Конечно, была вероятность столкнуться с мачтами кораблей, но, как показало окончание истории, риск был оправдан. Десятки логически мыслящих фрицев-асов так и не смогли разгадать траекторию полета Девятаева.Увидеть упомянутые выше документальные свидетельства можно в Музее-мемориале Великой Отечественной войны в Казанском кремле.

news_right_column_240_400