По древности лет сведений о нем весьма немного, особенно до принятия им патриаршего сана. Известно лишь, что отрок Андрей пошел по стезе духовной, принял постриг под именем Адриан, а в 1678 году, будучи в сане архимандрита, был определен тогдашним российским патриархом Иоакимом настоятелем Чудова монастыря.
Был он, по словам Платона Бекетова, поместившего о нем "краткое жизнеописание" в своем "Собрании портретов россиян", изданном в Москве в 1801 году, "мужем благочестивым, добродетельным и кротким", что не помешало Адриану, как увидим ниже, примкнуть к оппозиции, противодействующей начавшимся реформам Петра I.
Архимандритом он был весьма деятельным: в Чудовом монастыре его стараниями были выстроены великолепный храм в честь святого митрополита Алексия с приделом Благовещения и трапезная палата.
Иоаким благоволил Адриану, и он, весьма быстро пройдя иерархические ступени епископа и архиепископа, становится в марте 1686 года митрополитом Казанским и Свияжским.
За четыре года пребывания в Казани митрополит успел сделать многое.
Он обогатил своими вкладами кафедральный Благовещенский собор, сочинил целую книгу "О древнем предании Св. Апостол и Св. Отец како подобает всякому православному Христианину на Знамение Креста на лице своем руки своея персты и кия слагати, и како на себе оный изображати". Главное же его деяние - то, что при его непосредственном участии и благословении основан был иеродиаконом Стефаном в 1687 году Кизический Введенский монастырь, находящийся ныне на одной из центральных улиц нашего города и являющийся, скажем так, привычной, важной и необходимой доминантой как Московского района, так и всего города. Уже в бытность Адриана патриархом всея Руси началось в Кизическом монастыре каменное строительство, о чем он был сведущ и не оставлял обитель своим вниманием вплоть до самой смерти, о чем свидетельствует одна из его самых последних грамот об окончании строительства монастыря и его освящении. Именно ему мы обязаны наличием в нынешнем Московском районе Казани этой единственной древней постройки, превысившей 300-летний возраст. Древнее - только в кремле.
В 1690 году, после смерти Иоакима, с подачи царицы Натальи Кирилловны Адриан возводится в патриарший сан и становится десятым по счету и последним иерархом России в этом сане вплоть до восстановления патриаршества в ноябре 1917 года.
Адриан был очень неудобным для Петра I отцом церкви. Умри Иоаким чуть позже, окрепший Петр сделал бы все, чтобы патриарший престол занял псковский митрополит Маркел, лояльно относившийся к петровским нововведениям. Но противостояние "партии старины" в то время было еще очень ощутимо, и Петр был вынужден отступить. Впрочем, первый император не очень-то слушал патриарха, и попытки его вмешиваться в дела государства не давали особых результатов. Адриан, как видно из его писем, не единожды жаловался на то, что Петр относится к нему "не достаточно почтительно".
После "Грамоты о бороде", в которой Адриан грозил анафемой бреющим бороды (в литературном отношении данная грамота просто превосходна), отношения между государем и патриархом разладились совершенно. Адриан не упускал случая противодействовать реформам Петра, царь платил иерарху той же монетой.
Когда после стрелецкого бунта 1698 года Адриан стал по церковному обычаю "печалования" ходатайствовать о милости к мятежникам и явился с иконою в руках в застенок, Петр, самолично занимавшийся дознанием и пытками, едва не пролаял ему прямо в лицо:
- Пошто ты явился сюда, да еще со святой иконой? Ступай отсель и поставь образ на свое место. И знай, поп, что я чту Бога и Пресвятую Богородицу не меньше твоего, но знай также, что долг мой - охранять народ и наказывать злодеяние, на погубление его устремленное. Ступай, ступай отсель.
Разобиженный старик ушел. И неизвестно, чем бы закончилась сия распря, если бы 15 октября 1700 года Адриан не отошел в лучший из миров.
А херр Питэр, решивший после отпевания иерарха заглянуть в немецкую слободу Кукуй на Яузе, трясся в карете и думал:
Все, блин. Не бывать боле патриархам на Руси. А с митрополитами я как-нибудь справлюсь...
Леонид ДЕВЯТЫХ.