Президент Татарстана Минтимер Шаймиев: Необходимо сделать жилье доступным для населения со средними доходами

Интервью агентству «Интерфакс-Поволжье» 11 июля 2006 года

news_top_970_100

- Минтимер Шарипович, недавно у Вас побывал первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, который ознакомился с тем, как идет реализация национальных проектов в республике. Можно ли подвести какие-то предварительные итоги уже сейчас?

- В процессе практической реализации нацпроектов уже сегодня можно говорить о том, что появляется немало проблем и одновременно высвечивается новое видение того, как можно более эффективно их осуществить.

Наиболее важным, на мой взгляд, является нацпроект в сфере АПК, который имеет не только отраслевое значение. Он направлен на повышение благополучия всей территории РФ, что можно сделать только через труд сельчан и эффективное использование земли. Я бы обратил внимание на ряд существенных моментов. Проект предусматривает развитие личных подсобных хозяйств. Сейчас в стране выдаются субсидии личным хозяйствам в размере от тридцати до трехсот тысяч рублей. Это хорошая подмога для владельцев подсобных хозяйств.

В то же время не стоит ожидать какого-то значительного увеличения производства сельхозпродукции частниками. Потому что та трудоспособная часть сельского населения, которую мы имеем, уже сегодня вносит весомый вклад в процесс производства сельхозпродукции. Решение социальных проблем села прежде всего важно для того, чтобы стабильно закрепить сельскую молодежь на земле, не допуская чрезмерного старения сельских территорий. По большей части молодежь покидает село в силу социальной неустроенности и отсутствия надлежащих условий на сельхозпроизводстве. В конечном счете речь идет о сохранении сельских поселений через деятельность их жителей, обеспечивающих бюджет органов местного самоуправления.

Решение продовольственной программы через увеличение объемов производства полеводства и животноводства может происходить только путем индустриализации аграрного комплекса, интенсификации использования земли с привлечением высоких технологий. Без этого немыслимо обеспечение конкурентоспособности отечественного сельхозпроизводителя.

Действующая законодательная база позволяет сегодня привлечь в село крупных инвесторов. Мы у себя еще до принятия федерального закона о свободной купле-продаже земли сформировали необходимую правовую базу по стимулированию притока инвестиций в сельское хозяйство. Сегодня из трех миллионов шестисот тысяч гектаров пашни в республике около трех миллионов охвачено крупными инвесторами, которые занимаются строительством мегаферм, обеспечивают обработку земли высокопроизводительной техникой.

Парадоксально, но факт: наша страна в отличие от государств с развитым сельским хозяйством имеет одно несомненное стартовое преимущество. У нас на селе нет того огромного количества мелких земельных участков частной собственности, которые сегодня уже тормозят развитие сельского хозяйства во многих странах. Там уже осознали необходимость укрупнения земельных отношений, что позволяет применять более производительную технику и современные технологии.

Сегодня в республике на ста двенадцати площадках идет строительство крупных животноводческих и молочных ферм, а также птицефабрик. Это будут хозяйства, оснащенные самым современным оборудованием, параллельно реконструируются ранее построенные животноводческие комплексы.

Побывавшие у нас Дмитрий Медведев и глава Минсельхоза Алексей Гордеев смогли воочию все это увидеть и убедиться, что эти сельхозпроизводства высокоэффективны и конкурентоспособны. Одновременно с этим в Татарстане расширяется промышленное производство комбикормов, без чего невозможно говорить о высокоэффективном животноводстве. У нас полностью механизирован процесс выращивания сахарной свеклы на восьмидесяти тысячах гектаров.

Мы не сомневаемся в том, что республика и в дальнейшем будет оставаться в числе лидеров по производству сельхозпродукции в стране.

В то же время отечественный сельхозпроизводитель мог бы развивать свое производство более эффективно в рамках нацпроекта, если бы на федеральном уровне был решен такой без преувеличения судьбоносный вопрос, как разумное квотирование импортной продукции. Потому что без взаимоувязки проблем развития отечественного АПК и ввоза импортного сельхозпродовольствия наш сельчанин не может быть уверенным в завтрашнем дне. Здесь должен быть выработан такой механизм, который точно бы прогнозировал рост производства сельхозпродукции в стране, и, исходя из этого, определялись бы объемы ввозимого импорта. Это очень важный аспект не только на сегодняшний день, но и на ближайшие десять лет, пока будет идти масштабная реализация нацпроекта в АПК.

Пока нам трудно обеспечивать конкурентоспособность своей сельхозпродукции, и поэтому необходимо продумать механизм стимулирования. Во многих развитых странах сельское хозяйство с целью повышения его конкурентоспособности субсидируется со стороны государства, и нам тоже следует подумать об этом, предусмотрев поддержку сельхозпроизводителя в бюджете страны отдельной строкой. Думаю, что это можно было бы сделать путем выделения из бюджета определенной суммы субсидий на каждый обрабатываемый гектар в том или ином регионе страны.

- Как идет реализация нацпроекта в сфере здравоохранения и с какими проблемами Вы столкнулись в республике?

- Это направление важно с точки зрения выправления демографической ситуации в стране за счет не только повышения рождаемости, но и снижения смертности среди младенцев, а также увеличения продолжительности жизни населения в целом, и особенно его активной части. Достичь этого можно только при условии оказания качественных медицинских услуг. Страна теряет огромное количество трудоспособного населения только из-за того, что человек не имеет возможности своевременно пройти диагностику и получить необходимое лечение. На первом месте среди причин смертности у нас в стране стоят болезни сердечно-сосудистой системы.

Те меры, которые реализуются в рамках нацпроекта по обеспечению медучреждений в регионах машинами скорой помощи и по улучшению лекарственного обеспечения, являются, безусловно, важными. Кроме этого, планируется в ближайшие годы построить в субъектах полтора десятка высокотехнологических медицинских центров.

Для этого нужно время, но уже сегодня можно задействовать имеющиеся на местах крупные медицинские центры, где работают врачи высокой квалификации и имеется современное оборудование. При наличии госзаказов в Татарстане можно было уже сейчас принимать больных из других регионов, осуществляя те или иные сложные операции. В ближайшее время в республике вводится в строй крупный межрегиональный медцентр, оснащенный самым современным оборудованием, где можно будет проводить более шести тысяч операций на сердце и сосудах в год. Тем более что мы подготовили целую плеяду высококлассных специалистов в области сердечно-сосудистой хирургии, которые прошли обучение на базе всероссийского центра, где работает наш известный земляк академик Ренат Акчурин, а также в других крупных всероссийских центрах и за рубежом.

К сожалению, сегодняшний Бюджетный кодекс не позволяет нам быстро решить эти вопросы, хотя и болезнь не ждет.

Такие же возможности у нас есть и по лечению детей, больных лейкемией, страдающих теми или иными сердечными пороками, онкологических больных, причем все эти медицинские услуги у нас оказываются на высоком технологическом уровне. Есть у нас возможность в перспективе и по оказанию качественной ортопедической помощи населению.

Мы можем принимать на лечение из других регионов то количество больных, которое будет определено в рамках госзаказа. В последние годы немалую часть средств от перевыполнения годового бюджета правительство республики направляет на оснащение республиканских медицинских центров современным оборудованием. Только в прошлом году на эти цели было дополнительно выделено из бюджета республики три миллиарда рублей.

- Минтимер Шарипович, что бы Вы могли сказать о нацпроекте в сфере образования?

- Он связан с проведением масштабных реформ и с глобальными изменениями, произошедшими в современном мире, в том числе с прорывом в информационной области. Наша задача - дать школьникам максимально большой объем знаний без ущерба для их здоровья.

Нацпроект «Образование» является одним из самых интеллектуальных, и важно то, что наша страна располагает неплохой образовательной базой.

Тем не менее нельзя упрощать существующие проблемы в этой сфере и уж тем более проводить реформирование наскоком. В первую очередь надо создать самые элементарные условия путем компьютеризации всего процесса обучения с выходом в интернет. Речь идет, в том числе, и о сельских школах. Мы у себя практически решили такую задачу, и это стало первым реальным и качественным шагом в реформе образования.

Отдельно хотел бы коснуться темы единого госэкзамена. Ни в коей мере не отрицаю прогрессивность данной формы, которая является несомненным плюсом, так как исключает ту или иную форму влияния извне на качество знаний и оценок. Вместе с тем есть определенные опасения. Дело в том, что в силу объективных и субъективных причин дети из сельской местности в момент сдачи ЕГЭ могут оказаться неконкурентоспособными перед своими городскими сверстниками. Многие очень талантливые ребята из деревень и сел, которые готовы вернуться после получения высшего образования обратно, могут оказаться за бортом. Хотя, как правило, сельские ребята в процессе учебы в вузах догоняют однокурсников. Для этой категории выпускников должна действовать система целевого набора и должны быть несколько иные критерии оценок знаний в рамках того же экзамена.

- Как считают многие главы субъектов, наиболее сложно будет реализовать нацпроект по обеспечению граждан доступным и качественным жильем. Насколько оправдана подобная точка зрения?

- Для такой оценки есть объективные причины. Проблема обеспечения жильем является крайне актуальной, потому что это связано напрямую с повышением уровня жизни населения.

В республике вводится ежегодно полтора миллиона квадратных метров жилой площади, а в ближайшие два года мы ставим задачу выйти на миллион семьсот тысяч квадратных метров. Это вполне реальная и выполнимая цель, и главная проблема, которую необходимо решить, это сделать жилье доступным для населения со средними доходами.

У нас действует программа доступного жилья, и кредит составляет семь процентов со сроком погашения в двадцать восемь лет. Будучи на днях в Набережных Челнах, я встречался с жильцами новостройки, которая возведена в рамках республиканской социальной ипотеки. Оказалось, что даже при действующих семи процентах кредитной ставки людям приходится платить ежемесячно от трех до шести тысяч рублей в месяц за двух- или трехкомнатную квартиру. Это немалая часть семейного бюджета, если учесть, что средняя зарплата работников бюджетной сферы или молодых семей составляет не более семи-восьми тысяч рублей. При том, что в каждом конкретном случае наш республиканский жилищный фонд исходит из доходов семьи, определяя индивидуально сумму их первичного взноса.

Есть серьезные опасения по поводу того, что при действующих высоких ставках ипотечных кредитов, которые даются в рамках федеральной программы доступного жилья, такая ипотека окажется уделом богатых граждан, которые, пользуясь моментом, вкладывают свои средства в недвижимость, а потом будут сдавать эти квартиры в аренду. Такие тенденции уже наблюдаются на рынке жилья. Поэтому нужно вести работу по удешевлению ставок кредитов.

Работая над программой по ликвидации ветхого жилья в течение последних семи лет, мы столкнулись с тем, что наиболее острой проблемой стало резервирование земли под жилищное строительство, но нам удалось ее решить, и сегодня мы наряду с высокоэтажной делаем упор на малоэтажную застройку. Важно, что и в целом по стране пошло масштабное движение в этом направлении.

- Главы субъектов напрямую увязывают успешную реализацию нацпроектов с развитием дорожного строительства в регионах. Ваше мнение по этому поводу, в том числе и по возвращению дорожных фондов на региональный уровень?

- Целиком и полностью поддерживаю стремление своих коллег. Усиление дорожного строительства считаю самым актуальным. Мы не находим объяснения снижению начиная с 2000 года темпов строительства региональных дорог. Отсутствие дорог скоро станет главным тормозом социально-экономического развития страны, не говоря уже о реализации нацпроектов. Ликвидацию дорожных фондов считаю глубоко ошибочной.

news_right_column_240_400