Продайте, люди добрые, сами мы местные...

По мнению экспертов, главной проблемой, мешающей укреплению позиций местной продукции на полках супермаркетов, является отсутствие у товаропроизводителей современной системы дистрибуции наряду с устойчивым стремлением работать по старинке.

news_top_970_100

Эксперты Минпромторга РТ выяснили, что торговые сети вовсе не избегают отечественных поставщиков, там реализуется значительная доля товаров местного производства. Это прежде всего хлеб, мясо, водка, овощи, молоко, молочная продукция, яйца, сахар. В значительно меньшей степени представлены кондитерские, макаронные изделия, мука, крупа. В то же время в Минпромторге РТ подсчитали, что местные производители занимают по многим позициям лишь половину из представленного ассортимента аналогичных товаров, но дают высокие показатели по оборачиваемости. К таким товарам относятся местное масло, «молочка», овощи, мясо птицы. Однако, например, здешние колбасные изделия и мясо животное как-то выпадают из поля зрения наших кошельков - мясо в ассортименте 96%, но в обороте 86%; колбасы в ассортименте 51%, в обороте всего 39%. Видимо, здесь уже одного патриотизма недостаточно.

Взаимовыгодное сотрудничество черепахи и змеи?

Не секрет, что недорогой, свежий и потрясающего качества продукт производства бывших районных подразделений Татпотребсоюза сегодня нередко выпускается под известными брендами родом из столицы Татарстана. Те в свою очередь сплочены в рамках отраслевых объединений - молочных, хлебных и т.д. Однако по мнению председателя правления Союза хлебопроизводителей РТ Ильдара Никифорова, объединение производителей в данном случае не есть стремление к монополизму. «На рынке хлебобулочной продукции России сегодня очень высокая конкуренция. Те, кто остался, должны выживать в непростых условиях постоянного роста цен на энергоносители, нехватки квалифицированных кадров, консервативного спроса, диктатуры торговых сетей. Не секрет, что работа с сетями под силу только крупным производителям, и это одна из причин, почему в российских городах не развивается частное хлебопечение», - считает Никифоров.

«Диктатура торговых сетей» - сильно звучит! Казалось бы, супермаркеты и местные лидеры производства потребительских товаров должны полюбовно и взаимовыгодно сотрудничать друг с другом. Тем более экспансия сетей в наш регион, по мнению зампреда ТПП РТ Валерия Герасимова, есть показатель привлекательности татарстанского рынка. В реальности же получается как в той народной притче, когда на черепахе верхом плыла змея: змея думает - «укушу, сбросит», а черепаха - «сброшу, укусит». Бедные производители жалуются на жесткие условия злобных сетей, а сети - на неспособность и нежелание нашего реального сектора работать по общепринятым правилам.

Парниковый дефект

Производитель заинтересован в сети как в наиболее объемном оптовом покупателе - факт. Сети заинтересованы в быстром спросе, поскольку на отдельные виды продукции существует стойкое предпочтение местных потребителей - тоже факт. Сколько бы ни расхваливали милые девушки нашим покупателям суперсливочное масло из Европы «из свежего молока» (может, у них коровы такие, что сразу дают молоко длительного хранения), подавляющее большинство купит местное. Однако несмотря на то что республиканские власти проявляют неслыханную по российским и тем более иностранным меркам заботу о представленности местных производителей в торговых сетях, для пришедшего извне ритейла основными являются законы рынка.

Ильдар Никифоров от лица хлебопеков республики сетует, что сети не слишком волнует реализация местного хлеба, поскольку гипермаркеты сотрудничают с производителями только при условии 100-процентного возврата нереализованного товара. Да и отсрочка платежа весьма существенная. «Мы, производители, фактически кредитуем сети и отгружаем им хлеб в первую очередь. А страдает наша розница - фирменные магазины, предприниматели и в конечном счете потребитель, который не получает вовремя свежий хлеб», - признает г-н Никифоров, полагая, что это общая беда всех республиканских производителей скоропортящейся продукции. По мнению директора елабужской компании «Эссен Продакшн» Леонида Барышева, в ситуации противостояния сетей и заводов-изготовителей все плохо, но будет еще хуже: «Сети и не скрывают, что надо жить за счет производителей. У нас в Татарстане еще парниковые условия созданы, вы в Ижевске и Москве не были. Магазину интересна не продажа продукта, а извлечение прибыли, и если они выставляют жесткие условия даже для иностранных брендов, непонятно, почему должны делать преференции для местных».

Дистрибуция - не ругательство, а средство продвижения

Как считает г-н Барышев, делать из ритейла козла отпущения не стоит. По мнению бизнесмена, решение проблемы простое и очевидное - пересмотр всей системы дистрибуции вне зависимости от формата. Жесткие условия сетей - общепринятая практика, и только сильный бренд способен себя продать сам. Предприниматель уверен, что главная проблема кроется в «старорежимных» методах работы производителей в отношении реализации своей продукции, и с ним согласны представители опрошенных автором оптовых компаний (пожелавшие остаться неизвестными).

По мнению дистрибьюторов, руководители отделов продаж не понимают тенденций рынка либо просто не знакомы с общепринятой системой продвижения товара. Тем временем близится вступление России в ВТО, когда уже не обойтись без международных стандартов бизнеса. «Если что не пришло через голову, придет через руки и ноги. Сегодня вывести новый бренд на рынок без современных технологий продвижения возможно только при наличии запаса времени и лишней пары миллионов евро. Предприятия с внутренним потенциалом еще имеют шанс запрыгнуть в последний вагончик уходящего поезда», - считает представитель рода оте-чественных производителей.

news_right_column_240_400