Прогулка с архитектором по центру Казани доказала, что новая городская архитектура гармонично вписалась в старую
news_header_top_970_100

Прогулка с архитектором по центру Казани доказала, что новая городская архитектура гармонично вписалась в старую

Увы, большую часть старинных деревянных домов Казань потеряла.

Но современным архитекторам под силу создать замену, достойную утраченному былому. Новые застройки в исторической части Казани могут не только безболезненно вписаться в старинные постройки, но и украсить ее. В этом мы убедились, пройдясь вместе с завкафедрой теории и истории архитектуры КГАСУ Галиной Айдаровой по центру Казани, где в царские годы проживала казанская интеллигенция. 
ПРОЛОГ. Улицы Волкова, Муштари, Айвазовского, Ульянова-Ленина, Гоголя, Пехотная, Щепкина, Овражная и другие до Октябрьской революции 1917 года населяла местная интеллигенция. Во-первых, вокруг было множество учебных заведений (промышленные училища, сельхозакадемия, художественная школа). Во-вторых, относительно недорогое по стоимости жилье и земельные участки. Преподаватели, ученые, писатели могли позволить себе жить в добротных двухэтажных деревянных домах на несколько квартир, достаточно комфортабельных для своего времени.
- Особенность построек этого района в том, что здесь использовались новые для Казани конца XIX - начала XX века приемы планировки, - рассказывает Галина Николаевна. - Во многих домах появлялись ванные комнаты и теплые туалеты. Постройки гармонировали с местным ландшафтом - овражистым, с хорошим озеленением, скверами и парком «Русская Швейцария» (парк Горького) по соседству. Дома имели оригинальную планировку и объемное решение, которые позволяли выразить и сохранить близость с природой. Обязательные террасы, балконы, на которых очень любили устраивать чаепития. Это был своего рода образ жизни, характерный для местных домов.
СТАРЫЕ НОВЫЕ ИДЕИ. Экскурсию по новостройкам мы начали с маленькой невзрачной улицы Пехотной. Она круто спускается от ул. Калинина к современному зданию театра кукол. Здесь еще сохранились деревянные дома позапрошлого века с уцелевшими терассами и балкончиками, но их уже теснят новые. Среди привычных высоток, двухэтажных усадеб, сымитированных под замковую старину, Галина Николаевна находит объект, который вызывает у нее неподдельный восторг, - двухэтажный белый дом на четыре семьи.
- За основу взяты те же идеи, что и в деревянных домах позапрошлого века: внешняя аскетичность, комфортабельность, у каждой квартиры отдельный вход и дворик. Есть терассы, балконы, покатая крыша, но нет исторической фальшивки, - объясняет ученый. - Дом выполнен в современном исполнении, но выдержан в лучших традициях прошлого. Отлично! 
Следующее строение, вызвавшее одобрение архитектора, мы нашли на ул. Щапова. Оно выросло по соседству с Музеем художника Баки Урманче. Автор проекта использовал новые, необычные для внешней отделки материалы: деревянные и каменные плашки, много стекла. Жилой комплекс получился строгим, изящным, стильным, как джентльмен в дорогом костюме от-кутюр. 
- Да, новое здание воздвигается над музейной усадьбой и стили у них разные. Но это нисколько не портит соседство. Как ни удивительно, старое и новое гармонично и эстетично смотрятся друг с другом, подчеркивают обоюдные достоинства. Каждый выглядит на фоне другого ярче и интереснее, - комментирует архитектор. 
Рядом, на Муштари, обнаруживаем такой же тандем старины и современности. На одной стороне улицы бывший особнячок царских времен, в котором сейчас художественное училище. На другой - современный жилой комплекс, выполненный в смелом авангардном архитектурном исполнении с элементами компьютерной игры «Тетрис». Как ни парадоксально, такое соседство глаз не режет и не возмущает, а, наоборот, привлекает. Подобное великолепие вряд ли забудешь и останешься к нему равнодушным. 
- Оригинальное, свежее, безусловно, талантливое решение, - считает Галина Николаевна. - Именно так надо работать в исторической среде! Это архитектура европейского уровня, ее должно быть больше. Браво автору, который смог реализовать, убедить заказчика, пройти все разрешительные инстанции. Это замечательный прецедент для Казани. 
АРХИТЕКТУРА И ВРЕМЯ. Наша прогулка длилась еще час. Встретились еще несколько интересных объектов, которые стали архитектурными украшениями Казани. Результаты променада порадовали мою спутницу: 
- Нашему городу с богатейшей историей и творческим наследием нужно не только сохранить все это. Требуется грамотная, культурная работа архитекторов, а не банальные решения,  чтобы новая городская архитектура гармонично вписалась в старую. Не нужно прямого подражания старине, хватит строить в псевдостаринном стиле! Мы должны показать свои архитектурные решения, идеи, а не исторические фальшивки, которые потакают неискушенному вкусу. Не может город быть застроен новоделами а-ля дворянские усадьбы. Для разнообразия возможны такие единичные случаи, но не как основное направление развития городской архитектуры. Если здание соответствует своему времени, отражает именно XXI век, инновационные технологии, возможности, инженерные мысли, оно достойно быть в центре города. Я с радостью убеждаюсь, что появляются новые архитекторы, которые понимают это. Их творения украшают Казань, обновляя историческую часть города. При этом нисколько не портят ее, образно говоря, не убивают старинные здания, а гармонично уживаются рядом. В итоге получается современный, неповторимый городской образ. 
К сожалению, наши выпускники, молодые архитекторы, из-за возраста и малого опыта еще не могут отстаивать свои идеи. Они находятся под влиянием представителей старшего поколения, которое привыкло к традиционному. В итоге в градостроительном совете хорошо проходят утверждение именно те проекты, которые нравятся большинству. Но уже порядком надоели казанцам. В Европе давно так не работают, а мы продолжаем строить в массе своей исторически подражательные объекты.