Проверка на лживость

«Я не знаю, как работает полиграф, но знаю, что люди его боятся как черт ладана...» Президент США Р.Никсон. Передо мной сидел мужчина, которого наверняка не удалось обмануть еще ни одной женщине. Моей задачей было попытаться исправить это. Получится ли?

news_top_970_100

Сегодня детектор используется в коммерческих структурах. К услугам полиграфа прибегают банковские и финансово-кредитные учреждения, страховые компании, оптовая и розничная торговля, гостиничный и ресторанный бизнес, компании по производству и продаже ювелирных изделий, по производству взрывчатых, ядовитых и опасных веществ и многие другие компании при приеме на работу и при служебных расследованиях. Многие предприятия в России сегодня при приеме на работу требуют, чтобы соискатель обязательно прошел тест на детекторе лжи. Добровольно, конечно, насильно никто не заставляет. Но если хочешь работать в этой компании, приходится на это идти.

«А не нарушает ли это права личности?» - думала я по пути в единственный центр в Казани, осуществляющий для своих клиентов проверку персонала на полиграфе.

Скажу честно, когда я шла на беседу с экспертом-полиграфологом центра Григорием Пелевиным и на мини-испытание на детекторе лжи, была скептично настроена. Мне было понятно использование полиграфа во время служебных расследований. Но прием на работу - огромный стресс для человека. А тут тебя еще и таким испытаниям подвергают, почти как разведчика враждебного государства. Интересно, как будет расценен отказ соискателя? Хотя, если подумать, няню своих будущих детей я бы точно подвергла испытаниям на детекторе лжи.

И вот я в кабинете Григория Николаевича.

Типичная проверка на полиграфе длится долго, от трех часов. Не зря работодатель выкладывает от 2 тысяч рублей за проверку каждого кандидата. Полтора часа длится только так называемая предтестовая беседа, во время которой эксперт пытается разобраться, что за человек перед ним. Испытуемого знакомят с деталями предстоящей работы на полиграфе, создается определенная психологическая атмосфера. Это напоминает инструкцию, которую дает психолог. Такая инструкция успокаивает невиновного и призвана вызвать беспокойство у человека, собирающегося скрыть правду. За испытуемым наблюдают и приводят к осознанию того, что обмануть полиграф невозможно.

- Григорий Николаевич, сейчас столько литературы о полиграфе, в которой приводятся способы, как можно обмануть детектор.

- О том, что полиграф можно обмануть, придумали сами полиграфологи. Испытуемый, противодействуя эксперту, помогает ему. Ведь ложь становится более заметной.

Вспоминаю рекламу одного известного дезодоранта, в которой девушка с легкостью проходит испытания на детекторе лжи, воспользовавшись дезодорантом.

- Это из области фантастики, - отвечает мне Григорий Николаевич. - Ведь полиграф фиксирует одновременно несколько физиологических функций организма: дыхание, частоту пульса, давление, проводимость кожных покровов, изменение голоса. Тем более полиграф фиксирует даже кратковременные изменения.

- А какова точность проверки?

- Достоверность полученных данных 96 - 98 процентов.

Прежде чем начать испытания, меня инструктируют. Оказывается, у полиграфа есть и противопоказания. Испытаниям не могут подвергаться подростки до 18 лет, беременные женщины, люди, страдающие хроническими и психическими заболеваниями, в период болезней, а также находящиеся под воздействием некоторых медикаментов и алкоголя. Когда выясняется, что противопоказаний у меня нет, мы переходим к обсуждению вопросов, которые будут мне задаваться. Выбрали несколько женских имен, которые для меня ничего не значат. Потом Григорий Николаевич попросил меня взять ручку в левую руку (а я правша) и шесть раз написать свое имя. Для чего это делаю, узнаю только после испытания. Но я старательно вывожу корявым почерком: «Евгения».

Итак, начинается мое мини-испытание. Эксперт сидит за столом. На столе - ноутбук, от которого по-паучьи расползаются провода с датчиками. Неужели это и есть экзотическая техника спецслужб иностранных государств?

Меня усаживают на специальный стул напротив эксперта. К стулу присоединены особые датчики «Тремора», призванные реагировать даже на микроскопические движения моего тела. Например, я нервно провела языком по зубам. Два датчика дыхания зафиксировали мне на животе и груди. К кофточке прикрепили миниатюрный микрофон - так называемый датчик голосовых модуляций. Датчик на средний палец правой руки - для контроля сердечно-сосудистой системы, две манжетки на указательный и безымянный пальцы левой руки - датчики, показывающие изменение непонятного для меня кожного сопротивления. Оказывается, кожа тоже может сопротивляться. Но эксперт поясняет, что эти датчики следят за изменениями вегетативной нервной системы. Мне велено спокойно, не шевелясь, сидеть на стуле и смотреть прямо пред собой. Увешенная проводами, начинаю заметно нервничать. Я оказалась в необычных условиях, к которым трудно привыкнуть. Представляю, что чувствует человек, пришедший устраиваться на работу, когда к нему подсоединяют провода... Мне отчего-то делается страшно.

- Женя, не нервничайте, подумайте о чем-нибудь приятном.

Я пытаюсь представить, что лежу на берегу теплого моря, его волны ласкают меня...

- Вы готовы к испытаниям?

- Да, - вру я, мыслями еще на море.

- Вас зовут Людмила?

- Нет.

- Вас зовут Евгения?

- Нет, - пытаюсь сказать и не могу. Голос срывается и пропадает, пульс учащается. Неужели организм может так реагировать на собственную ложь? Что-то не замечала за собой такого...

«Строгие признаки лжи» - выдает полиграф.

- Да, Евгения, вы совершенно не умеете врать, - заявляет мне Григорий Николаевич - показатели зашкаливают на вопросе о вашем имени. Вам теперь, наверно, интересно, почему я заставил вас несколько раз написать собственное имя? Это сделано для того, чтобы зафиксировать в памяти некое действие, чтобы информация о собственном имени стала для вас значимой.

- Какой же будет вердикт?

- Выводы эксперта - не приговор, результаты полиграфной проверки носят вероятностно-ориентирующий характер. Информацию в каждом случае нужно обработать. Полученные данные может расшифровать только эксперт.

- Значит ли это, что полиграф должен находиться только в руках специалиста? Человек не может приобрести себе детектор лжи для домашнего пользования, например для проверки дражайшей половины?

- Почему же, может конечно. Если есть лишние 20 - 30 тысяч долларов. И эксперта тоже придется «приобрести».

«Да и стоит ли это того?» - подумала про себя я.

- Как вы думаете, использование полиграфа станет еще более широким и популярным?

- За последние годы мир, к сожалению, не стал спокойней и безопасней. Общество должно защищаться, даже если и приходится ограничивать права и свободу других людей. Например, обыск перед посадкой в самолет - процедура неприятная, но оправданная. Работодатель вправе защищать свои интересы и собственность. Сегодня дипломы покупаются, документы подделываются, базы данных взламываются. Как получить правдивую информацию о человеке? Лучше от него самого. Готовится законопроект, предусматривающий не только добровольную, но и принудительную проверку на полиграфе. Детектор лжи - это вынужденная технология будущего.

И я вынуждена согласиться с Григорием Пелевиным, потому что испытание на полиграфе процедура хоть и неприятная, но в некоторых случаях единственно верная. И подумала, как хорошо было бы проверять на детекторе лжи кандидатов в депутаты, а потом обнародовать результаты. Недемократично? Зато жить нам стало б лучше.

news_right_column_240_400