Психически здоровых школьников двадцать процентов...

Главный психиатр Минздрава России, директор Федерального центра психиатрии им. Сербского Зураб Кекелидзе приводит такую статистику. Сегодня среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития имеют 60% от общего числа детей. А среди школьников они наблюдаются у 70 - 80%.

news_top_970_100

С чем связана такая пугающая статистика и как разрешить эту проблему? Об этом «КВ» беседуют с доцентом кафедры психиатрии КГМУ РКПБ им. Бехтерева Юрием Калмыковым.

- Статистика действительно неутешительная. Правда, эту проблему нельзя считать только российской. По данным ВОЗ, в последние десятилетия среди различных социальных групп населения наиболее уязвимыми в плане здоровья являются именно школьники. В России много говорят о том, что плохое психическое здоровье учащихся связано с организацией учебного процесса, большими нагрузками, авторитарным стилем обучения. Все это верно. Однако нельзя забывать, что у дошкольников психические расстройства выявляются практически с такой же частотой. Детишки приходят в школу уже в плачевном психологическом состоянии. Причин много: экология, стресс и употребление наркотиков матерями во время беременности, дефекты воспитания, кризис института семьи.

Выхаживание новорожденных со значительной степенью недоношенности также увеличивает процент детей с психическими нарушениями.

- Какие психические расстройства наблюдаются у школьников чаще всего?
- Лидируют эмоциональные расстройства и нарушения поведения. Первые - это страхи, боли, депрессивные состояния, тревожность. Школьник испытывает неприятные ощущения, которые не имеют органической причины. А нарушения поведения проявляются жестокостью по отношению к людям и животным, драками, воровством, порчей чужого имущества, побегом из дома и пропуском уроков.

- Какое влияние оказывает авторитарный стиль обучения?
- Для авторитарной педагогики характерен деспотизм, подавление естественной активности ребенка и стрессовая воспитательная стратегия формирования личности. Напряженность и эмоциональный дискомфорт приводят к тому, что снижается работоспособность школьника, угасает интерес к учебе, искажается формирование его личности. Дети, которых учитель все время осуждает и порицает, стремятся избегать контактов со своим наставником, становятся пассивными. В классах с авторитарным педагогом выше заболеваемость невротическими расстройствами, чем в коллективах со спокойным, внимательным педагогом.

- ЕГЭ тоже угрожает психическому здоровью учащихся?
- Дело не в форме проведения экзаменов, а в их организации и отношении к ним родителей и педагогов. Проблема в том, что родители нередко делают акцент на воспитании не столько счастливого, сколько успешного ребенка. В результате школьнику навязывается стремление любой ценой попасть в престижный вуз, он ощущает «прессинг успеха». Все это может привести к серьезным последствиям вплоть до суицида в случае учебных неудач.

- Как же учителям и родителям следует вести себя со школьниками?
- Фрейд писал, что проблемы с психикой чаще возникают у тех людей, которых родители в детстве или недолюбили, или перелюбили. Поэтому учителям и родителям в отношениях с детьми нужно сочетать требовательность и доброжелательность. Они должны помнить важный момент: лучший способ воспитания - личный пример. Семья оказывает сильное воздействие на психическое здоровье ребенка. Главные психотравмирующие семейные факторы: конфликты родителей, их алкоголизация, повышенные требования со стороны родителей, граничащие с деспотизмом.

- Что делать родителям, заметившим у ребенка проблемы с психикой?
- К сожалению, в этом случае большинство родителей не спешат обращаться к специалистам. Между возникновением расстройства у ребенка и началом его лечения обычно проходит слишком много времени. А не леченные вовремя психические расстройства могут вызвать отставание в развитии ребенка и оказать влияние на всю его жизнь. Своевременная диагностика и лечение могут это предотвратить. Ранний возраст - самый благоприятный для психотерапии. По мере взросления ребенка хронические расстройства становятся более серьезными.

- Ранние признаки психических расстройств - это...
- ...физические симптомы: нарушение сна или боль; эмоциональные: ощущение страха, тревоги, печали; когнитивные: нарушения памяти, трудности четкого мышления; поведенческие: агрессивное поведение, злоупотребление психоактивными веществами, неспособность выполнять повседневные функции.

news_right_column_240_400