«Пути казанской воды»: кто и как строил водопровод в Казани

В Национальном музее Республики Татарстан открылась выставка «Пути казанской воды», посвященная 150-летию казанского водопровода.

news_top_970_100
Автор фото: Ольга Иванычева

Небольшая, но емкая, содержательная экспозиция создана сотрудниками Нацмузея РТ совместно с казанским «Водоканалом». Здесь представлены архивные документы, фотографии и предметы, связанные с историей городского водоснабжения. На выставке можно увидеть план создания водопровода в Казани картографа Линдквиста 1853 года, исторические фотографии строительства водопровода, подлинную каску пожарного первой половины XX века, колокол пожарной машины. Безусловно, центральный экспонат выставки - фрагмент старинной водопроводной трубы из шамотной глины с фирменным клеймом шотландского завода, это часть первого водопровода Пановка - Казань. Остатки этой трубы были обнаружены в 2020 году краеведом, экскурсоводом Леонидом Абрамовым в Высокогорском районе Татарстана во время пешеходного тура по территории района. Тогда же этот раритет был передан Национальному музею РТ. 

Леонид Абрамов рассказал, что строительство водопровода было настоящим прорывом в развитии инфраструктуры города. До его появления горожане использовали воду из реки Казанки, озера Кабан, Булака и колодцев. Качество воды в этих источниках было, мягко говоря, неважное, горожане часто заболевали от потребления некачественной воды. Все понимали необходимость строительства водопровода. 

Первый проект казанского водопровода создан в самом начале XIX века. Позже было еще несколько проектов, которые тоже так и не воплотились в жизнь. И только в 1863 году император Александр II распорядился выделить на строительство водопровода в Казани деньги, собранные с домовладельцев на постройку воинских казарм. Городская Дума в том же году образовала Особый водопроводный комитет из представителей всех сословий. Комитет рассматривал несколько проектов. Работа оказалась непростой и небыстрой. В мае 1872 года Дума разрешила устройство водопровода из Пановских ключей. Строительство водопровода было поручено коммерции советнику, железнодорожному и нефтяному магнату Петру Ионовичу Губонину. По условиям контракта Губонину предоставлялось исключительное право снабжать Казань водой в течение 50 лет.

Строительные работы по устройству канализации. Казань. 1928 год

Водопровод длиною более двух десятков километров был построен в срок. Запуск состоялся 24 октября 1874 года. Кстати, в этот же день заработал и первый фонтан в Лядском саду. Так город стал снабжаться чистой ключевой водой из долины реки Киндерки - левого притока реки Казанки. До 1 января 1875 года было проложено почти 14 км труб. Водопровод пришел не только в центр города, но и в село Плетени, Адмиралтейскую и Ягодную слободы.

К 1913 году в Казани имелось 29 водоразборных будок. В будках были установлены водомеры для контроля отпуска воды. Здесь горожане могли набирать воду в ведра и бидоны. А к абонентам-домовладельцам вода поступала по трубам. 

Водопроводная колонка. Казань, 1927 год

Специально на открытие выставки в Казань приехал прапраправнук строителя казанского водопровода Петра Губонина, общественный деятель и волонтер культуры Сергей Наджаров. Он долгое время жил в Европе, но недавно переехал с семьей в Россию, живет и работает в Москве. 

Сергей Константинович узнал о Петре Ионовиче Губонине и о том, что является потомком этого человека, лет 20 назад от своей бабушки. После революции семье приходилось скрывать родство с дворянином, богатейшим человеком страны, много сделавшим для процветания России. И только в начале 2000-х годов бабушка решила, что настало время рассказать о предке. Сергей Константинович заинтересовался историей своей семьи, по архивным документам восстановил генеалогическое древо рода Губониных. 

Петр Губонин

Как рассказал Сергей Наджаров, Петр Губонин - человек удивительной судьбы, которая может стать сюжетом для захватывающего исторического романа. Он родился или в 1825 году, или в 1828 году в Коломенском уезде Московской губернии в семье крепостного каменщика. В 17 лет отправился в Москву, где работал по найму каменщиком. Упорный парень не боялся работы, у него получалось зарабатывать деньги своим трудом, и он скопил немалую сумму, чтобы получить вольную. Петр купил подмосковную каменоломню, наладил производство и поставлял камень для строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, постройки мостов Московско-Курской дороги. С середины 1860-х годов начал участвовать в строительстве железных дорог - построил около 5 тысяч верст железнодорожного полотна. Он стал одним из первых, кто занялся развитием нефтяной промышленности в России. Для усовершенствования переработки нефти на своих заводах пригласил к сотрудничеству химика Дмитрия Менделеева. 

А еще Петр Ионович был известным благотворителем, много денег вкладывал в развитие театров, музеев, принимал активное участие в строительстве храма Христа Спасителя в Москве. В 1870-е годы Петр Губонин и его сыновья Сергей и Николай получили потомственное дворянство и родовой герб с девизом «Не себе, а Родине».

По воспоминаниям современников, Петр Ионович, несмотря на свое очень высокое положение в обществе, не оторвался от народа. Он запросто мог сам привезти рабочим водопровода еду, пиво, пообщаться с ними, поблагодарить за нелегкий труд. Его даже упомянул Николай Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»: 

«А ныне, милость божия! -
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую - не нажуюсь!»

Вот такому человеку - умному, предприимчивому, отличному организатору, надежному, верному своему слову - было поручено строительство казанского водопровода.

news_right_column_240_400