В Казань из Ленинграда прибыл вагон с секретным грузом. Поезд шел по расписанию, и казалось бы, причин для беспокойства не было. Но на вокзале из вагона никто не выходил. Встречавших груз это насторожило. Они вошли в вагон и обнаружили двух убитых охранников. Вполне естественно, первая версия: идет охота за грузом стратегического значения, и преступники настолько заинтересованы в этом грузе, что решились на двойное убийство.
Дело приняло серьезный оборот. Сотрудники милиции о тяжком преступлении сообщили в прокуратуру Татарстана. Расследование было поручено старшему следователю прокуратуры Николаю Бачковскому, прокурору по надзору транспорта Овсею Боверману и прокурору-криминалисту Нурмухамету Ямалиеву. И они вместе с милицией начали распутывать сложный клубок.
...Два трупа с огнестрельными ранами, пустая бутылка водки и нехитрая закуска на импровизированном столе, застланном газетой, - вот такую картину застали следователи в охраняемом вагоне. Они осмотрели ящики с таинственным грузом (это были какие-то приборы) и с облегчением вздохнули: все в целости и сохранности. Было понятно, что к этим ящикам никто не прикасался и не пытался их вскрыть. При более тщательном осмотре места преступления выяснилось, что исчезли пистолеты, которыми были вооружены охранники. Пропал и запас патронов.
Криминалисты начали свою работу. На бутылке обнаружили отпечатки пальцев, но они не принадлежали ни одному из убитых. Значит, кому-то удивительным образом удалось легко проникнуть в секретный вагон, мирно, по-свойски выпить-закусить с охранниками, расстрелять их в упор из их же собственного оружия и сойти с поезда никем не замеченным, прихватив два пистолета и патроны.
Следователи немедленно связались с органами железнодорожной милиции по всей Горьковской железной дороге, чтобы попытаться выяснить, кто и где мог подсесть в спецвагон. Тщательную проверку стали проводить на протяжении всего пути следования поезда начиная с самого Ленинграда.
А тем временем эксперты дали заключение: смерть двух мужчин наступила около суток назад. По расписанию движения состава вычислили, что в момент гибели охранников поезд стоял на станции Юдино. Туда и отправились казанские сыщики. Они расспрашивали работников станции и местных жителей: заметил ли кто-нибудь что-нибудь подозрительное или необычное у ленинградского состава. И один путевой обходчик вспомнил, что видел человека, который в одиночестве прохаживался у того состава. Обходчик видел его с неблизкого расстояния, поэтому лицо подробно разглядеть не мог, но вот куртка высокого худощавого мужчины ему запомнилась. Приметная была куртка: черная, с блестящими пуговицами, похожая на бушлат.
Следователи понимали, что найти человека по таким приметам практически невозможно. Это все равно что иголку в стоге сена искать. Но тем не менее по всей Горьковской железной дороге пошли телеграммы с приметами подозреваемого в убийстве. И вдруг через несколько дней получили ответную телеграмму из Свердловска, что задержан мужчина с похожими приметами и в похожей куртке. И еще коллеги из Свердловска сообщили, что при задержании этот человек неожиданно открыл огонь из пистолета и ранил дружинника.
Баллистическая экспертиза показала, что оружие принадлежало одному из убитых охранников, и пули, изъятые из их тел, были выпущены именно из этого пистолета. У задержанного сняли отпечатки пальцев. Оказалось, что они полностью совпадают с "пальчиками" на бутылке, найденной в спецвагоне.
Улики неопровержимые. И задержанный начал рассказывать... Он был на станции, когда подошел состав. Из одного вагона вышли двое вооруженных парней и попросили его сбегать за водкой. Ну, он принес. Ребята предложили составить им компанию. Он не отказался - очень хотелось выпить. Выпили. Поговорили и снова выпили. И вдруг в хмельную голову пришла мысль: "Мне тоже нужен пистолет!" Что было дальше, помнил смутно: ударил одного, вырвал у него пистолет, выстрелил. Выстрелил в другого. Спрыгнул с вагона и спокойно ушел. Потом подумал: "А зачем мне два пистолета?" И один пистолет выбросил по дороге. А то, что в вагоне перевозили секретный груз, он и не догадывался.
Вся операция по раскрытию этого необычного дела длилась всего пять дней. Как подчеркивает Нурмухамет Карамутдинович, преступника удалось поймать практически по горячим следам только благодаря оперативности и слаженности действий дорожной милиции многих регионов и прокуратуры.
Ольга ИВАНЫЧЕВА.
СПРАВКА "КВ"
Нурмухамет Ямалиев - советник юстиции, первый криминалист прокуратуры Татарстана. Он организовал и первый в Казани кабинет криминалистики, где следователи обучались новейшим научным методам расследования преступлений. Нурмухамета Карамутдиновича не случайно называют казанским Шерлоком Холмсом. Именно он участвовал в раскрытии самых громких и сложных преступлений.
Специально для читателей "Казанских ведомостей" легендарный следователь согласился рассказать о некоторых интересных уголовных делах, которые ему приходилось распутывать в 70-х годах прошлого столетия.