На завод привели за руку.
Василия Преснякова, который уже три четверти века работает в одном цехе, знает на заводе каждый. За время своей службы он получил много наград и почетных грамот, в том числе и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». О том, как попал на завод, ветеран вспоминает с нескрываемым волнением. Тогда, в далеком 1941-м, «Точмаш», основанный на базе эвакуированного Ленинградского завода им. Калинина, только набирал кадры.
- Меня привели на завод 27 ноября 41-го буквально за руку, - рассказывает Василий Васильевич. - Я тогда учился в ремесленном училище в Москве на слесаря. Хотел быть токарем, но не взяли - ростом не вышел. Учился хорошо - тяга к знаниям у меня с раннего детства, читал с 5 лет. Когда началась война, учеников училища с оккупированных немцем территорий эвакуировали на восток. Дорога была долгой и опасной. Сначала нас довезли до Рузаевки, потом пересадили на товарняк.
Поезд, на котором мы ехали, не раз бомбили с воздуха немцы. Во время бомбежки состав останавливался, все прятались под вагонами. Кое-как добрались до Горького, где нас погрузили на баржу и довезли до Казани. Разместили в здании шестого ремесленного училища на Тукаевской. Оттуда и распределили меня на «Точмаш». Помню, пришло нас 8 человек на завод, начальник цеха вызвал мастеров, чтобы присмотрели себе учеников. Всех разобрали, а меня из-за маленького роста никто брать не хочет. Начальник чуть не расплакался, говорит, мол, еще бы грудных детей прислали... Вызвал самого опытного слесаря Александра Изотовича. Тот надел одни очки, на них вторые, обошел меня со всех сторон... А я стою, на глазах слезы. Взял он меня. Так начались мои трудовые будни.
Соблазнила техника.
Но пожалеть о своем решении Александру Изотовичу не пришлось - 15-летний мальчишка оказался трудолюбивым и смышленым. В 1942 году Василий Пресняков заканчивает ремесленное училище по специальности «слесарь-лекальщик четвертого разряда». Всю войну заводчане трудились для нужд фронта, изготавливая боеприпасы, артиллерийские устройства, ракеты. Подростки, практически не выходившие из цехов, тогда работали наравне со взрослыми.
Особенно было тяжело в ночную смену, вспоминает ветеран. На продуктовую карточку прожить было сложно. От голода спасали «стахановские талоны», которые выдавали за работу сверх нормы.
После войны завод перешел на мирную продукцию. Василий Васильевич успевал не только трудиться, но и принимал активное участие в художественной самодеятельности. В 50-е годы от завода его даже направили на учебу в театральный институт в Ленинград, где по окончании курсов он получил диплом художественного руководителя. Народный артист Николай Якушенко пророчил ему артистическую карьеру, признается ветеран. Обладая великолепной памятью, он играл роли в пьесах классического репертуара, которые в большом количестве ставились на заводе, читал и сочинял стихи, пел, плясал.
- Тяга к самодеятельности появилась у меня еще в детдоме, куда я попал в шестилетнем возрасте после смерти матери, работавшей председателем колхоза. Участвовал в ансамбле, работал в жанре конферанс. Довелось мне объявлять и таких звезд, как Сергей Лемешев, Иван Козловский, Максим Михайлов, всех их я видел своими глазами, - делится воспоминаниями Василий Васильевич. - И все же меня больше всего соблазняла техника, поэтому вместо театральной карьеры я поступил на заочное отделение Московского механического института.
Спустя время Пресняков становится начальником бюро технического контроля на заводе. Ответственность огромная: в подчинении 350 человек, к тому же оборонная промышленность, государственные заказы... Требовались дипломатия, эрудиция, широкие технические знания, пробелы в которых Василий Васильевич закрывал самообразованием и чтением технической литературы. Занимаясь механизацией и автоматизацией контрольных работ - делом, ставшим главным призванием всей его жизни, Василий Васильевич постоянно внедрял рационализаторские предложения в производство. Все, что есть на его рабочем месте, сделано или доведено до ума его руками. Имеет Василий Пресняков и несколько патентов на изобретения.
Подниматься над бытовыми мелочами.
На вопрос о секрете своего трудового долголетия без промедления отвечает: «Работать надо, а не хныкать!» Его трудолюбие можно ставить в пример молодежи. Ветеран никогда не тратил время зря. Спал в молодости всего 4 часа. В остальное время работал на заводе, занимался художественной самодеятельностью, успевал трудиться в саду, которому в этом году уже 60 лет, держал пасеку... Работал очень много, говорит Василий Васильевич, поэтому на личную жизнь времени не хватало. И все же через 20 лет после первого неудачного брака повстречал он на юбилее коллеги Данию, ставшую его супругой. Кстати, она, будучи пенсионеркой, также продолжает трудиться на «Точмаше» инженером-экономистом.
В семейной жизни всякое бывает, рассуждает Василий Васильевич, кому-то приходится уступать. И дает совет молодым: надо уметь подниматься над бытовыми мелочами, больше работать, отбрасывать ненужную жизненную шелуху... Четыре года назад в семье Пресняковых произошло радостное событие - Василий Васильевич стал дедом. Говорит, вся жизнь моя теперь во внучке Кире, которая часто бывает и играет с любимым дедом.
Но кому как не коллегам знать, что, несмотря на свой почтенный возраст, ветеран по-прежнему всей душой болеет за производство, рассказала председатель совета ветеранов завода Валентина Галкина. Встает пенсионер в 4 утра, около 5 часов выходит на работу, идет пешком две остановки до общественного транспорта. К 6 утра он уже на рабочем месте, готовит цех к работе, проверяет, все ли в порядке. Работает целый день, стараясь ни в чем не уступать молодежи. И память его не подводит до сих пор - множество схем, таблиц ветеран помнит наизусть.
В магазин - только за хлебом.
- Я даже не знаю, где сердце находится, - шутит Василий Васильевич. - К врачам только недавно обратился, и то больше в целях профилактики. Я и на лыжах-то перестал ходить только последние пять лет. Бывало, проходил по 20 километров. Мои предки были долгожителями. Люблю работать на земле - я же родом из крестьян Подмосковья. До сих пор сам сажаю все на огороде, уже закупил семена на будущий год. А в плане питания ем все, кроме молока, овсяной каши и майонеза. Исключил еще колбасу и сыр - нет сейчас таких продуктов, что были в моем детстве, качество не то... В магазин вообще хожу только за хлебом. Остальное покупаем на базаре - и мясо, и фрукты-овощи. Часто завтракаю творогом. Люблю рыбу - это моя страсть, особенно селедка. Кстати, где-то слышал, кто ест селедку - долго живет.
Еще одно хобби Василия Васильевича - ремонт механических часов, этому делу его с 16 лет учил потомственный еврей-часовщик, эвакуированный из Минска. «У него золотые руки», - говорят про почетного ветерана завода коллеги, то и дело обращающиеся к Василию Преснякову за советом или с просьбой что-то отремонтировать. Редкий праздник в коллективе не обходится без стихов Василия Васильевича, сочиненных им самим. Часто его просят написать и поздравление в стихах.
Причем не записывает он их на бумагу - помнит наизусть. «Буду работать до тех пор, пока считаю себя нужным производству, - говорит ветеран. - Вот сейчас государство опять обратило внимание на оборонную промышленность - значит, нужно набирать кадры...»