- Здравствуйте! Здравствуйте!!! Смотрите на реакцию детей - со второго раза они отвечают на пожатие уже осознанно, раскрывают ладонь. Рукопожатие - признак доверия. Раскрытие ладони - это простой и эффективный способ налаживания контакта и сотрудничества с детьми, - сказал доктор.
На встрече с Анатолием Смоляниновым, прошедшей в реабилитационном центре «Атлант», присутствовали и казанские специалисты - неврологи, реабилитологи.
- Анатолий Григорьевич, в чем принцип методики «Рука - мозг»?
- Ее особенность в использовании естественных природных законов биомеханики. Если мозг не может подавать сигналы телу, то мы подаем такие сигналы мозгу через движение, и он постепенно начинает включаться в работу. Что происходит с ребенком, который болен ДЦП? Он растет, а его мышцы, не получая необходимой тренировки, укорачиваются. В результате он теряет подвижность, не может двигаться, сидеть, ходить. Есть и еще один момент. Попробуйте развернуть свои руки вовнутрь и побыть так хотя бы минут 10 - 15. Вы почувствуете, что ссутулились, сжались, в таком положении вам станет тяжело дышать.
- Хочется развернуть плечи, чтобы сделать глубокий вдох...
- Правильно, это происходит потому, что руки в таком положении ограничивают движение грудных дыхательных мышц и диафрагмы. Вам стало некомфортно уже через несколько минут, а ребенок с ДЦП в таком состоянии проводит все время. В результате его дыхательные мышцы укорачиваются, он не может сделать полноценный вдох и выдох. Это приводит к застойным явлениям в легких, общему ослаблению организма. Развернуть плечи, свести лопатки - единственный способ раскрыть грудную клетку и стимулировать работу дыхательных мышц. Наша задача - создать у ребенка сильный мышечный корсет.
- Как это сделать?
- На первом этапе необходимо добиться, чтобы он сам мог держать голову и опираться на руки. Если у ребенка это получается, значит, создана опора в плечевом поясе. Второй этап - укрепление спины. Если будет сильная спина, ребенок будет сидеть. Главное здесь - не спешить, все должно проходить поэтапно. Еще один важнейший принцип воздействия на мозг при ДЦП - большое количество повторений одного и того же упражнения. Представьте картинку: выпал первый снег, и вам надо протоптать дорожку от двери дома до калитки. Чтобы получилась тропинка, необходимо несколько раз пройтись по одному и тому же маршруту, след в след. А если ходить разными путями, дорожки не будет.
- Для поддержания ребенка в вертикальном положении многие используют всевозможные специальные ортопедические приспособления, специальные костюмы. Насколько это правильно и эффективно?
- Наша цель - создать надежную опору в биомеханической конструкции ребенка. Такую конструкцию невозможно создать с помощью каких-то костюмов, лекарств, операций, лангеток, массажа, иглоукалывания. Все эти средства не устраняют причины болезни. Они могут создать временный эффект. Надежный каркас создается только с помощью простых упражнений на растяжение мышц.
- Родители на занятиях задают вам множество вопросов, учатся, как работать с ребенком...
- Это здорово, потому что ключевая роль в программе «Рука - мозг» отведена именно родителям, которые находятся с ребенком 24 часа в сутки. Современным родителям сложно. Если лет 15 - 20 назад был дефицит информации, то сейчас ее переизбыток. Чтобы найти ответы на волнующие их вопросы, мамы и папы в первую очередь открывают интернет, и на них обрушивается такой мощный информационный поток, что разобраться в нем очень сложно или даже невозможно. Люди просто теряются. Поэтому нам важно научить родителей понимать, что происходит с их ребенком. Только вникнув в причину заболевания, можно эффективно корректировать состояние больного. Еще родители должны понимать, что после нескольких сеансов специальной гимнастики чуда не произойдет. Надо набраться терпения, планомерно, изо дня в день работать с ребенком. Это большой труд.