29 декабря 2014 года вступил в силу ФЗ №458 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления», который в свою очередь повлек изменения в других законах, касающихся обращения с отходами, в том числе в законе о лицензировании (ФЗ №99 от 4 мая 2011 года). Таким образом, ФЗ №458 реформирует всю систему обращения с отходами. По задумке властей закон направлен на улучшение экологической обстановки в стране, уменьшение земель, выделяемых под полигоны, создание отрасли для рециклинга отходов. В будущем возможны рекультивация полигонов и перевод земель обратно в пользование. Но в то же время отдельные статьи закона не учитывают интересы малого и среднего бизнеса.
Например, законом предусмотрено введение неналогового платежа, так называемого экологического сбора. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, то есть в результате потребления которых возникают отходы. Например, с хлебокомбинатов будет удерживаться сбор за каждый пакет (упаковку) от хлеба. Собранные средства будут направляться региональным операторам для инвестиции в отрасль переработки отходов. Можно сказать, что платить придется два раза: один раз - за утилизацию при покупке товара, а производитель эти затраты включит в стоимость, второй раз - регоператору для вывоза и утилизации отходов. То же самое коснется предпринимателей и юрлиц, выступающих в роли потребителей товаров.
И вот самое важное нововведение. Субъектам РФ предписано разделить свои территории на зоны действия региональных операторов. Регоператор - это юридическое лицо, наделенное исключительным правом на обращение с ТКО (твердыми коммунальными отходами) в зоне действия. На этот статус может претендовать априори крупная компания, которая владеет объектом переработки и утилизации, куда поступает свыше 50% отходов в этой зоне, либо обязуется построить такие объекты в соответствии с концессионным соглашением, заключенным с субъектом РФ или органом местного самоуправления. Третий критерий отбора - показатели экономической эффективности деятельности предприятия.
- Таким образом, мы видим, что регоператор станет монополистом. Малый бизнес окажется за бортом и сможет довольствоваться лишь субподрядом, и то если позовут, - рассказывает руководитель Ассоциации организаций в сфере обращения с отходами по РТ Марат Алтынбаев. - Понятно, что государству легче управлять какой-то крупной единицей, нежели 30 игроками на рынке. У нас есть опасения, что в РТ будет минимальное деление на зоны. Чтобы противостоять монополизации рынка, в сентябре 2015 года мы объединились в ассоциацию. Сейчас в ее ряды входят 7 компаний транспортировщиков и переработчиков, вскоре к нам примкнут еще 4 компании из Зеленодольска. Цель нашего объединения - защита интересов членов ассоциации, проведение просветительской работы, улучшение экологической обстановки в РТ.
В феврале в Торгово-промышленной палате РТ прошел круглый стол на тему «Реформа в сфере обращения с ТКО». На наш прямой вопрос представителю Минстроя РТ о количестве предполагаемых операторов в Казани услышали ответ: «Предполагается один регоператор», а по республике - от 1 до 5. В этом мы и увидели тревожный звонок. Даже выступая как ассоциация, противостоять крупным компаниям на фоне упомянутых критериев МСБ будет невозможно. Чтобы объять весь город, у нас не хватит потенциала. Мы сможем претендовать на половину города в лучшем случае.
В результате мы решили обратиться за разъяснениями в Минстрой РФ. Хотим, чтобы власти рассмотрели возможность разделения крупных городов по территориальному принципу между несколькими регоператорами, чтобы при разработке требований для участия в конкурсе на региональном уровне учитывались интересы МСБ.
Согласно закону регоператор выбирается на 10 лет. В случае если он не справляется качественно со своими обязанностями, субъект становится заложником оператора. А если будет здоровая конкуренция, то этого можно будет избежать, считают в ассоциации.