Шуметь на работе? Разрешается!

На киностудии имени Горького есть одна потайная дверь с загадочной табличкой «Шумовой кабинет». На самом деле это что-то вроде кладовки, где лежат самые разнообразные предметы, из которых можно извлечь звуки. Этим и занимаются Ольга Игнатова и Елена Коровкина, а точнее, они постоянно шумят на работе. Причем делают это профессионально, в нужном месте и в нужное время. Дело в том, что Елена и Ольга - шумовики.

news_top_970_100
Вдвоем они озвучивают абсолютно все звуки в фильмах целой киностудии. Для них шумы - это музыка, акценты. А акцент подчеркивает, а порой и создает атмосферу фильма. Шумовики очень любят свою странную для многих профессию и постоянно находятся в творческом поиске. В поиске новой фактуры звука. Они работали с Герасимовым, донским, Бондарчуком и делали первые «Ералаши».

- Ваша профессия необычная, редкая. Специально на шумовиков нигде не учат. Ничего о вашей профессии неизвестно. А ведь вы всегда за кадром. Ни один фильм без вашего участия не выходит. В чем ваш секрет?

Ольга ИГНАТОВА: Наша профессия удивительная. Мы должны уметь все. Не раз нам приходилось «выдавливать» глаза, «озвучивать» сломанные ноги и пальцы, «придавливать» живых людей и «разбрызгивать» кровь по стенам. Как мы это делаем? У всех шумовиков есть свои секреты. Чтобы найти нужный звук, в ход идет все. В фильме «Спасатели» Олега Фомина делали лавину. Это были мешочки с рисом, сахарным песком, немножко овса, пенопласт. Они вступали по мере нарастания лавины и создавалась такая симфония звуков. А партитура - это экран. Когда прослушали, не понимали, как мы это сделали. Такую лавину мы еще «не писали» никогда.

- А как происходит поиск нужного звукового эффекта?

Елена КОРОВКИНА: Все свои звуки мы сами находим. Иногда на помойках. Например, шли по улице, смотрим - замок большой с цепью лежит. Ну, мы его и взяли. Всю битую посуду приносим из дома, все рваные вещи. Потому что порой рвем на озвучании тряпки, кожаные старые перчатки, сумки. Естественно, надо хорошо знать фактуру предметов и звука, чтобы представить, как он прозвучит в записи. К примеру, мы должны были разбить арбуз. Чтобы записанный звук разбивающегося арбуза был наиболее эффектным в фильме, мы сначала арбуз съели. Потом одновременно бросали корки отдельно, мокрую тряпку на звук мякоти. Падение, удар о землю и звук разлома делали уже другими предметами. Получилось смачно.

- В чем секрет шумовиков? Как вы извлекаете звуки из самых простых и незатейливых предметов?

Елена КОРОВКИНА: Я потомственный шумовик, с детства бывала на записи. Иногда мне даже давали чем-нибудь поскрипеть. Шумовики, конечно, передают свои секреты ученикам. Например, часто используется капуста. Ее всегда широко применяли, она дает многообразие звуков. Капустой озвучиваем не только пробивание головы, удары, но и удары ножа.

Ольга ИГНАТОВА: В фильме «Сыщик» Владимира Фокина я вонзила нож в кочерыжку и провернула его. Нужен был хруст позвоночника. А из той же капусты можно сделать падение тела. Листочки капусты очень фактурные. У нас годами накапливаются свои секреты. Например, шумовики обязательно должны иметь свою обувь и именно поношенную, притертую и обязательно с кожаной подошвой. Поскольку, когда мы делаем шаги, новая обувь скрипит. А кожаная подошва своеобразно фактурно звучит на всем. Для того чтобы шаги прозвучали на экране, нужно войти в образ героя, но только за кадром. Ведь походка у злодея и у прекрасного принца разная. Привидения недавно озвучивали. Тоже искали звук шагов, скрипы. Мы - лицедеи. В «Пирах Валтасара» танец грузина делали пальцами по столу. В нашей профессии есть доля шутовства.

- Ваш шумовой кабинет похож на склад забытых вещей, ненужных вещей с элементами пыточной. Неужели все эти цепи, кандалы, брызгалки, стиральная доска и прочий хлам - инструменты вашего ансамбля?

Елена КОРОВКИНА: Конечно, у нас должно быть все, на все случаи - от застольных сцен до сказочных. Ольга Игнатова шумит уже 30 лет, да и я не меньше. За эти годы какие только фильмы нам не приходилось озвучивать, но больше всего мы любим делать сказки и фантастику, где нужно творить и изобретать звуки. Скажем, такие, как полет ступы. Мы недавно переделывали «Через тернии к звездам». Там есть осьминог инопланетный, который в аквариуме плавает, хрюкает. И звук этого осьминога надо искать.

Чтоб шумовиком стать, надобно уменье и уши. Слух у шумовика должен быть абсолютным. Плюс изобретательность и ловкость. Еще шумовики любят рассказывать про себя анекдоты. Например, такой: как услышишь шум да гром, не пугайся, это не лягушонка в коробчонке едет, это шумовики в столовую идут.

 

Жанна ЕГОРОВА

news_right_column_240_400
news_bot_970_100