...визг тормозов, скрежет металла, звон стекла, стоны раненых - произошла авария с тяжелыми последствиями. Если это, не дай бог, случилось с вами, искренне сочувствую. Не всякий человек способен в первые минуты предельного стресса сохранять спокойствие и трезво оценить ситуацию. Но именно это вам потребуется с самого начала.
Случай, когда в аварии есть погибшие, - наиболее тяжелый с психологической стороны. Но именно он самый простой для вас, потому что отпадает необходимость оказывать первую медицинскую помощь. Как это ни цинично звучит, но ваше дело - известить милицию и вызвать врачей для констатации факта гибели людей. Поскольку вы находитесь в состоянии стресса (если сами не получили серьезных травм), не рассчитывайте на себя при оформлении происшествия. Обязательно вызывайте аварийного комиссара! Диспетчер отказывается его выслать на том основании, что на месте уже работают инспекторы ДПС? Требуйте выполнения условий договора ОСАГО, если ваша страховая компания официально сотрудничает со службой аварийных комиссаров. В моей практике был случай, когда аварийный комиссар отказался выехать на ДТП с двумя пострадавшими! Пришлось вызвать друзей, которые зорко следили за соблюдением всех процедур при оформлении документов. Главным документом, который впоследствии станет основой доказательной базы при разборе дела в ГАИ или в суде, была и остается схема происшествия, которую чертят сотрудники ДПС, причем обязательно на миллиметровой бумаге. Как составляется схема, описано в предыдущем материале.
Но вернемся к самому важному: пострадавшим в ДТП нужно до прибытия «скорой» оказать первую помощь. Разумеется, этому как бы учили в автошколе, но, положа руку на сердце, признайтесь, вряд ли вы сможете сделать нечто более сложное, чем перебинтовать порезанную руку или ногу, перетянуть жгутом артерию или наложить шину (если рядом найдется подходящая доска) при переломе. Содержимое аптечки, которая должна быть в вашем автомобиле, вряд ли поможет в тяжелых случаях. Повторять полностью правила оказания первой помощи мне не позволяет ограниченная газетная площадь, но несколько важнейших пунктов позволю себе вам напомнить (информация взята из памятки, которую нам раздавали в автошколе).
Переломы позвоночника представляют большую опасность в связи с тем, что последствием такого повреждения могут быть параличи и т.п., поэтому транспортировка пострадавшего с повреждением грудного отдела позвоночника производится в положении лежа на спине, на жестком щите. Транспортабельность определяется строго индивидуально, исходя из тяжести травм. Пострадавшего с черепно-мозговой травмой надо перевозить только на «скорой помощи». Подлежат немедленной эвакуации пострадавшие со следующими повреждениями: проникающие ранения грудной и брюшной полости, сильное наружное или внутреннее кровотечение, открытые переломы костей конечностей, переломы черепа.
Кроме того, хочу напомнить порядок проведения реанимации методом «рот в рот» (для этого в аптечке есть специальное устройство). Кстати, не забудьте при этом зажать пострадавшему нос! Первая медицинская помощь при прекращении у потерпевшего сердечной деятельности и дыхания - освободить дыхательные пути, производить искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
В любом случае, даже если пострадавшие с виду отделались ушибами, их должны осмотреть врачи: под банальным синяком может скрываться перелом лицевой кости! К сожалению, не все врачи-травматологи следуют клятве Гиппократа (знаю это на собственном опыте!), поэтому, если вас привезли на первое обследование, требуйте, чтобы сделали снимок на рентгеновском аппарате. Чем раньше будет выявлена скрытая серьезная травма, тем выше вероятность, что лечение пройдет без осложнений.
Дядя ВАСЯ.