Снасти для самоуправленца

Органы местного самоуправления по-прежнему "питаются" той "рыбой", которой их милостиво "кормят" районные и городской бюджеты.

news_top_970_100

Органы местного самоуправления по-прежнему "питаются" той "рыбой", которой их милостиво "кормят" районные и городской бюджеты.

=Вместо того чтобы научить низовую власть "удить" самостоятельно, "улов" предпочитают распределять сверху. Впрочем, "снасти" у большинства потенциальных "рыбарей" в плачевном состоянии, а "водоемы" загажены настолько, что в них и жалкого пескаря не выловить - обязательных нормативов по отчислениям налогов для казанских ОМС фактически нет. Стопроцентная зависимость от районной казны превращает идею самоуправления в пародию на эффективную западную модель.

Пока нет высочайшего соизволения (т. е. не принят новый федеральный закон об основах местного самоуправления в РФ), одна надежда на сознательность районных боссов - авось, подкинут поселковым управам толику подоходной или земельной подати. Беда в том, что бюджеты районов нынче сами урезаны до минимума - казна столицы поневоле централизует в своих руках те немногие средства ОМС, которые остались после перераспределения казанских налогов в пользу республики.

Как сделать ОМС жизнеспособными? Этот вопрос бурно обсуждался на всероссийском совещании самоуправленцев в Елабуге. Большинство мэров малых городов и глав сельских управ пришли к однозначному выводу: за органами МСУ необходимо закрепить те источники доходов, которые напрямую зависят от работы местных властей. В частности, управы должны получать 100 процентов подоходного и земельного налогов, налогов с продаж и на имущество расположенных на их территории предприятий, а также полностью - сборы на имущество физических лиц.

Кто знает, прислушаются ли российские законодатели к мнению низовых "муниципалов". Пока же казанские управы получают со своей налогооблагаемой базы сущие копейки. Взять, к примеру, ОМС "Отары" Приволжского района - в бюджете-2003 предусмотрено зачисление на счет "земства" аж 49 тыс. рублей подоходного налога, 71 тыс. рублей подати на имущество физических лиц, 91 тыс. рублей земельного налога. Если учесть, что население управы приближается к 10 тыс. человек, средний размер земельных наделов не меньше 11 соток, а ставки земельных и имущественных сборов постоянно растут, становится понятным: процент аккумулируемых управой средств столь мал, что заботиться о расширении налогооблагаемой базы (повышении жизненного уровня населения, развитии местных производств) нескольким самоуправленцам-пенсионерам нет ни малейшего резона.

Любопытно, что сельские ОМС зачастую оказываются в выигрышном положении по сравнению с городскими. К примеру, бюджет Столбищенской управы Лаишевского района (под боком у Казани) перевалил за 2,5 миллиона рублей и полностью формируется за счет собственных сборов. Население входящих в управу двух поселков не превышает 5 тысяч человек - "сверхдоходы" Столбищенской "муниципии" складываются из подоходного, земельного, имущественного налогов, которые не только полностью поступают в управу, но и собираются местными самоуправленцами. Земельной и имущественной податью в пользу органов МСУ обложены не только граждане, но и предприятия - были случаи, когда глава управы Владимир Михеев заставлял нерадивых корпоративных плательщиков раскошеливаться через суд.

Почему на селе управам предоставляют больше финансовой свободы - вопрос особый. Ясно, что пока не будет федерального закона с четким, не поддающимся двоякому толкованию разграничением уровней налоговых сборов, немногие столичные ОМС будут оставаться в положении бюджетных просителей. Хотя... способы заработать деньги существуют - в соответствии со статьей 29 (п. 3) Закона РТ "О местном самоуправлении" органы МСУ вправе создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Увы, по части самостийной предприимчивости селяне тоже дадут горожанам сто очков вперед - не редкость, когда в глубинке ОМС занимаются агропроизводством, строят собственные магазины, гостиницы, сдают в аренду землю. Но опыт Нижневязовской управы Зеленодольского района или Светлоозерской из Заинска у нас почему-то приживается слабо: возможно, потому, что права на землю за органами казанского самоуправления так и не закреплены?

Как бы там ни было, "ловить рыбу" самоуправленцам все равно придется. Вопрос в том, как скоро власти наделят их исправными "снастями" и приведут в порядок налоговые "водоемы". Лишь тогда органы МСУ превратятся в подлинную (а не высмеиваемую самими жителями) власть и будут кровно заинтересованы в хозяйственном развитии депрессивных ныне поселений.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.

news_right_column_240_400