ВИРТУАЛЬНЫЕ СОАВТОРЫ, ИЛИ КАК ОТОБРАТЬ РУКОПИСЬ

ВИРТУАЛЬНЫЕ СОАВТОРЫ, ИЛИ КАК ОТОБРАТЬ РУКОПИСЬ

Хочу рассказать свою историю, которая произошла со мной и московским издательством «АСТ-ПРЕСС», директором которого является С.Н.Деревянко.

Писатель - это всегда одиночка. Его лаборатория - кухня или небольшая комната, где он пишет свои произведения. Его творчество в корне отличается, к примеру, от творчества рок-музыканта, которому нужна большая аудитория, или работы режиссера, где задействована масса людей. Его творчество носит камерный характер, а потому с произволом в области авторских прав он, как правило, борется в одиночестве. А ведь против него работает целая машина подавления в лице директора издательства и подчиненных ему людей: это заведующие отделом, редакторы, бухгалтеры, финансисты, корректора и масса других людей, о которых писатель даже не имеет представления. И получается, что все они заинтересованы только в одном - раздавить и тем самым угодить своему хозяину. И чтобы противостоять этому колоссальному нажиму, уверяю вас, нужен крепкий характер и волевые качества.

Писатель приносит рукопись в издательство. Собственно, с этого уже и начинается конфликт. Редактор проводит какую-то свою работу, сокращает предложения, убирает лишние запятые и т. д. Лично я не читаю впоследствии свои книги по двум причинам: просто чтобы не расстраиваться, ведь где-то можно было написать лучше, где-то можно было что-то усилить, где-то что-то добавить. И подчас раздражает редакторская правка, когда одно слово заменяют на другое или просто вычеркивают какой-то эпизод.

В результате подобных «недоразумений» может наступить серьезный конфликт, в результате которого автор просто пожелает уйти из издательства. Разумеется, он забирает и свои книги, которые писал годами. Оказывается, не тут-то было. Эти книги приносят весьма солидную прибыль директору издательства и его сотрудникам, а потому начинается очень серьезная борьба. Издатель заявляет: сам ты можешь уходить, но твои книги я тебе не отдам, потому что они изданы в моем издательстве, они приносят мне прибыль, с которой я расставаться не намерен! Так произошло и со мной.

Я считаю, что вправе распоряжаться своим трудом. Директор же вдруг заявляет, что я к рукописям не имею никакого отношения, несмотря на то, что срок договора окончился. «Почему?» - удивляюсь я. А потому что, дескать, рукопись изменена. И указывает на то, что в нескольких кусках переставлены предложения. Скажете мелочь? Директор издательства так не считает, для него это вполне весомое основание, чтобы забрать книгу, которую я писал несколько месяцев. Кроме того, издатель заявляет, что из книги изъят кусок страниц эдак в 150! Это тоже очень серьезный повод, чтобы отобрать рукопись, и называется подобное дело не иначе как «литературная обработка» (заметьте, литературная обработка у профессионального писателя!). Однако «настоящего» коммерсанта подобный факт совершенно не смущает. Он идет напролом и намерен не отдавать книги, которые приносят ему лично значительные материальные блага.

В таких случаях писатель вынужден обратиться в суд. Знает, что правда на его стороне: у него есть договора, по которым истек срок издания книг, у него есть сами рукописи, к тому же эти книги сначала издавались в газетах и журналах, а только потом были переданы в издательство. Но в действительности, как выяснится, это совершенно не имеет никакого значения для судейского решения. Ведь издатель, как я подозреваю, очень серьезно заинтересовал саму судью.

Как правило, писатель из другого района, а то и из другого города, и постоянно ездить по судам для него - это трата времени, денег, нервов и сил. И таким образом издатель отнимает книги, а у писателя, как, к примеру, у меня, вдруг появляются соавторы (они же прежде редакторы его произведений), о которых он раньше даже не подозревал. Довольный редактор издательства снова зазывает в свои сети очередного простачка, обещая ему молочные реки и кисельные берега, подписывает с ним договор, по которому тот в дальнейшем, скорее всего, потеряет многие свои книги.

Евгений СУХОВ.

КВ
Лента новостей