27 ноября 2008 года казанскому троллейбусу исполняется 60 лет!

Постановлением СМ СССР от 13.02.1948 года предписана организация троллейбусного движения в Казани. Решением исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся от 7.04.1948 №13 Управление казанского городского трамвая переименовано в Трамвайно-троллейбусное управление (ТТУ) исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся.

Дорогие ветераны, уважаемые коллеги – работники городского электрического транспорта, друзья предприятия!

Казанский троллейбус отправился в свой первый рейс 27 ноября 1948 года. К этому времени город имел большой опыт в организации работы общественного транспорта. Казань официально стала 20-м городом в СССР, имеющим троллейбусное движение, и десятым в РСФСР. Быстрый, удобный, экологически чистый вид транспорта полюбился как жителям нашего города, так и гостям столицы Татарстана.

Городской электротранспорт растет и развивается вместе с нашим городом, обвивая и соединяя между собой все новые и новые микрорайоны никогда не стареющей Казани. Только за последние три года произведены строительство новых и реконструкция действующих троллейбусных линий, обновлено большое количество подвижного состава, что позволило значительно увеличить существующую маршрутную сеть и повысить качество транспортного обслуживания пассажиров. Все эти достижения невозможны без самоотверженного труда работников всего предприятия, их опыта, знаний и взаимовыручки в решении поставленных задач.

В этот торжественный и знаменательный для нашего предприятия день сердечно поздравляю вас с 60-летием открытия троллейбусного движения в Казани. Желаю вам дальнейших успехов в вашем нелегком и благородном труде, здоровья и благополучия вам и вашим близким!

Генеральный директор Асфан Галявов

Троллейбусное депо №1

В ноябре 1948 года жители города Казани стали очевидцами появления нового вида городского транспорта троллейбуса, который начал свое движение с территории трамвайно-троллейбусного депо №3. Количество троллейбусов марки МТБ-12 в 1949 году составило 21 единицу.

Протяженность контактной сети первого маршрута - 26,5 км. Эксплуатационная скорость - 14,9 км/час.

В 1963 году на ул. Дементьева построен и сдан в эксплуатацию основной производственный корпус будущего троллейбусного депо №1. Вот уже 45 лет наш коллектив является одним из основных подразделений предприятия, которое характеризуется хорошими показателями в работе.

60 лет - срок небольшой, но для казанского троллейбуса это целая эпоха. В настоящее время на балансе троллейбусного депо №1 самое большое число машин - 131 единица подвижного состава, из них 88 моделей ЗИУ-682 и самые современные троллейбусы с асинхронным приводом – 19 моделей «Оптима» и 12 «Авангард».

В рабочие дни в час пик на линии города выпускаются 108 троллейбусов, которые обслуживают 11 маршрутов (№1, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 17, 18, 19, 21). Рейсы так организованы, что позволяют жителям и гостям города с комфортом добраться из исторического центра Казани в любой район столицы.

В депо работают 746 человек, в том числе 247 водителей троллейбуса и 247 кондукторов, а также 220 ремонтных рабочих.

Для обеспечения всех видов технического обслуживания, ремонта и эксплуатации троллейбусов в составе депо имеется семь производственных участков и служб: эксплуатационная служба, участок технического обслуживания, участок планово-предупредительного ремонта, участок по ремонту электрооборудования, механический участок, участок подготовки производства, вспомогательная служба.

Мы с благодарностью вспоминаем и с глубоким уважением относимся к работникам, которые стояли у истоков троллейбусного движения. Много сил и энергии для улучшения работы троллейбусного депо №1 вложил главный инженер Иван Яковлевич Литвищенко, проработавший в нашем депо с 1963 по 2002 год. Под его руководством усовершенствовалась техническая база по ремонту подвижного состава, сформировался квалифицированный коллектив ремонтников троллейбуса.

Не только руководители, но и рядовые работники делали все, чтобы их парк стал лучшим. Одним из них является Ильгиз Салаватович Бикчантаев, проработавший водителем троллейбуса 47 лет. За хорошую работу он неоднократно награждался медалями и орденами. Этой работе остался верен до сегодняшнего дня и по-прежнему работает водителем троллейбуса.

Под руководством Зои Алексеевны Тухватуллиной трудится многонациональный коллектив водителей и кондукторов, благодаря которому на протяжении многих лет наше предприятие работает стабильно, заслуженно получая многочисленные благодарности от пассажиров.

Коллектив электроучастка возглавляет Насима Хакимзяновна Русламханова - грамотный специалист, знающий свое дело. Ее работники являются специалистами высокого класса.

Более 20 лет руководит участком планово-предупредительного ремонта Николай Викторович Сазонов. На этом участке работают специалисты, хорошо разбирающиеся во всех тонкостях своего дела. Здесь производится текущий ремонт троллейбусов.

Начальник участка технического обслуживания Раис Гильмутдинович Тагиров совместно с мастером участка ТО-2 Гульсиной Аслахетдиновной Галимуллиной проводят практические занятия по ремонту новых троллейбусов типа «Авангард».

Высококвалифицированный слесарь Александр Петрович Захаров - лучший специалист по ремонту и обслуживанию подвижного состава всех видов марок троллейбуса. На данном предприятии трудится с 1970 года. Уже более 25 лет трудится в троллейбусном депо токарь Петр Петрович Захаров.

Регулировщики радиоэлектронной аппаратуры Сабир Андроянович Мухамбеталиев и Александр Валентинович Крюков освоили самые современные троллейбусы с транзисторно-импульсной системой управления тягового двигателя.

Это специалисты высокого класса.

Самые ответственные работы по ремонту электрооборудования поручают специалисту своего дела электромонтеру Сергею Александровичу Гурьянову.

В депо не один десяток лет трудятся семейные династии. Семейная пара Ворончихиных работает водителями троллейбуса. Общий стаж династии составляет 58 лет. За добросовестный труд Сергей Анатольевич награжден правительственной наградой «Почетный работник транспорта России».

За прошедшие годы в троллейбусном депо №1 создана хорошая ремонтная база, многое сделано и делается для повышения культуры производства, качества ремонта и эксплуатации подвижного состава. У нас дружный, сплоченный многонациональный коллектив водителей, ремонтников и специалистов, которым по плечу решение любых задач. Ведь в любом деле главное – люди. Не будь умелых, добросовестных и преданных своему делу работников, казанский троллейбус сегодня не был бы таким, какой он есть, – надежным транспортным средством.

Директор троллейбусного депо №1 Петр Карпов

Троллейбусное депо №2

Второе троллейбусное депо в Казани ввели в эксплуатацию 31 декабря 1974 года. В день открытия на его балансе числилось 24 машины марки ЗИУ-9, работало 159 человек. Сейчас в депо эксплуатируется 94 троллейбуса, из них: марки ЗИУ-682Б – 61, АКСМ – 2, БТЗ - 5, «Оптима-5275-05» - 11, «Мегаполис-5265» - 2, «Авангард-5298-01» - 13, численность обслуживающего персонала достигло 546 человек, из них 171 водитель и 171 кондуктор.

Около 40 тысяч человек ежедневно пользуются в Казани услугами троллейбуса на наших маршрутах. Это примерно 20,5% от общего объема перевозок электротранспортом. Троллейбусные маршруты депо №2 пролегли по городу на 138 км. В настоящее время ежедневно из депо на линии в часы пик выходят 74 машины.

За прошедшие годы сформировался дружный, работоспособный коллектив, способный решать любые поставленные перед ним задачи. В депо постоянно проводится работа по благоустройству и озеленению территории, производственных и бытовых помещений. Рабочие места оборудованы и оснащены всем необходимым для качественного выполнения ремонтных работ. Техническое обслуживание и ремонт машин проводятся круглосуточно. Для поддержания нормального технического состояния машин и обеспечения всех видов технического обслуживания и ремонтов работают две дневные бригады, две ночные бригады и бригады ТО-1. При производстве указанных осмотров и ремонтов применяются только передовые методы работы.

В депо работают участки технического обслуживания, электромеханический участок, подготовки производства, вспомогательной службы, а также отдел эксплуатации.

Серьезное внимание в депо обращается на механизацию трудоемких процессов, в чем принимают активное участие рационализаторы – токарь Б.Б.Семенов, слесарь МСР М.Т.Залимханов.

В депо имеется технический кабинет, оснащенный для подготовки высококвалифицированных водителей, ремонтников. Подготовка кадров ведется в тесном контакте с профессиональным лицеем наземного и подземного электрического транспорта.

Примером для молодых кадров служат наши ветераны, которые несут трудовую вахту со дня основания депо: заслуженный работник транспорта РФ Н.Н.Ибатуллин, А.В.Лабзин. На заслуженном отдыхе шесть участников ВОВ: Михаил Васильевич Фадеев, Кутдус Лотфуллович Лотфуллин, Рахим Хасанович Хасанов, Бахтагарей Зайнуллович Зайнуллин, Николай Филиппович Липнягов, Галим Нургалиевич Хабибуллин, внесшие большой вклад в развитие предприятия.

Директор троллейбусного депо №2 Сергей Петров

Служба энергохозяйства

Развитие городского электрического транспорта было бы невозможно без формирования энергохозяйства. В Казани к концу 1899 года электрификация трамвайных линий, по которым ранее ходила конка, была завершена. С тех пор год за годом служба энергохозяйства переходила на более современное оборудование, но вплоть до середины 20-го века оборудование было иностранного производства.

Структурно энергохозяйство включает в себя ряд участков: тяговых подстанций, обеспечивающих бесперебойное электроснабжение всего подвижного состава электротранспорта, эксплуатируемого на городской маршрутной сети; контактной и кабельной сети, занимающихся аварийным и профилактическим ремонтом, монтажом, реконструкцией и капитальным ремонтом контактной и кабельной сети трамвая, троллейбуса; телеуправления, осуществляющей эксплуатацию системы телеуправления тяговыми подстанциями по телефонным парам и радиоканалу связи; СЦБ, занимающейся эксплуатацией и ремонтом автоматических трамвайных и троллейбусных стрелок; лабораторию электрических измерений, производящую работу по испытаниям, измерениям и наладке электрооборудования тяговых подстанций; электромеханические мастерские, занимающихся изготовлением и реставрацией деталей для тяговых подстанций и контактно-кабельной сети, а также изготовлением и установкой опор контактной сети.

Только за последние два года силами энергохозяйства вновь установлено 456 опор, что позволило увеличить троллейбусные линии на 44 км.

Начальник службы энергохозяйства Федор Куянов

Вехи большого пути

Первым руководителем ТТУ назначили Якова Абрамовича Чилапа. Первая группа водителей троллейбуса в составе 24 человек проходила подготовку на базе Московского энергетического института. В их числе были М.Перов, В.Шамилов, В.Бикбаев, М.Шайхутдинов, Н.Башаев, В.Космоля, С.Огнев, К.Коченев, А.Михеев, Н.Дегтев, Л.Григорьев, Н.Моргайло, Г.Рахматуллин, А.Савельев и другие.

И вот 27 ноября открылось троллейбусное сообщение: маршрут №1 от площади Куйбышева (ныне площадь Тукая) до авиазавода в поселке Караваево (ул. Максимова) протяженностью 11 км обслуживали 8 машин МТБ-82. Первым водителем, открывшим регулярное движение в Казани, стал Михаил Иванович Перов. 25 февраля 1949 года в Свердловск отправилась вторая группа курсантов в составе 16 человек для обучения - водители троллейбуса А.М.Огнев, Н.Н.Хохлов, О.В.Самохвалов, И.В.Ильин, Г.Н.Павлов, А.М.Жеребцов, А.В.Гаврилушкин, В.А.Космоля, Г.К.Петров, И.Г.Карпов, Г.М.Плавжудина, И.Ш.Хасанов, К.Д.Антонов, К.С.Первушин, В.С.Чернов, Н.П.Башаев. В том же 1949 году при КТТУ была открыта своя школа подготовки водителей троллейбуса.

В 1951 году пущен троллейбусный маршрут №2 Кольцо - ул. Фрунзе, который позже стал кольцевым (№4). В 1953-м - маршрут №3 ул. Халтурина - пос. Караваево. В 1955 году троллейбусный маршрут №2 продлили по вновь проложенной линии в аэропорт.

В связи с созданием Куйбышевского водохранилища в Казани в 1957 году построили две дамбы и мосты с трамвайными и троллейбусными линиями. В 1959 году по вновь проложенной линии по улицам Татарстан, Портовой до нового речного порта пущен из аэропорта измененный троллейбусный маршрут №2.

С 1 января 1957 года вводятся проездные билеты, сначала школьные и студенческие, для школ ФЗО и ремесленных училищ. Стоил проездной в трамвае 7 рублей 50 копеек, в троллейбусе - 10 рублей, общий для трамвая и троллейбуса - 17 рублей. Кстати, пассажирские билеты применялись двух цветов - для разных направлений одного и того же маршрута.

На основании комплексных обследований пассажиропотока разрабатываются и вводятся в эксплуатацию пиковые маршруты, а также спецрейсы переброски подвижного состава с маршрута на маршрут для обеспечения регулярности движения поездов.

С августа 1960 года в Казани ввели бескондукторное обслуживание. Появляются первые киоски по продаже билетов и проездных.

В 1963 году в трамвайно-троллейбусном депо №3 пущены в работу новые производственные площади для эксплуатации троллейбусов.

По вновь проложенной линии на ул. Тэцевской от Московского рынка до завода «Оргсинтез» открыт новый троллейбусный маршрут №5. По Сибирскому тракту пущен новый троллейбусный маршрут №7 (вокзал - компрессорный завод).

В 1966 году в энергохозяйстве образуется диспетчерская служба - это облегчило руководство оперативными переключениями на подстанциях и контактной сети, кроме того, стало возможным более рациональное использование ремонтного персонала. Ртутные выпрямители тяговых подстанций заменяются на полупроводниковые.

Длина троллейбусных маршрутов в 1970 году составила более ста километров, годовой пассажирооборот троллейбуса - 70 млн человек.

1 января 1971 года троллейбусное депо №1 выделилось из состава трамвайно-троллейбусного депо №3 в самостоятельное подразделение.

В апреле 1973 года в Казани появился первый троллейбус ЗИУ-9.

Водители казанского трамвая и троллейбуса в 1973 году приняли участие в первом Всероссийском конкурсе профессионального мастерства водителей горэлектротранспорта в Горьком. Первым представителем на нем стал Михаил Михайлович Кукушкин.

Последний троллейбус МТБ-82 списан в 1974 году.

В 1974 году КТТУ за достигнутые успехи в социалистическом соревновании родственных предприятий ГЭТ РФ награждено переходящим Красным знаменем Министерства жилищно-коммунального хозяйства и ЦК профсоюзов.

30 сентября 1974 года сдано в эксплуатацию троллейбусное депо №2. 23 октября 1975 года оно открыло свой первый маршрут №6 Верхний Кабан - п. Борисково. Первым водителем, открывшим движение, стал Роберт Кадырович Асадуллин.

В 1976 году открыт новый маршрут №8, связавший центр города и Горки, а также троллейбусный маршрут №9, связавший п. Борисково с Горками.

15 июня 1978 года в Казани ввели бескассовую оплату проезда - абонементными талонами, которые погашались компостерами.

В 1979 году маршрутная сеть Казани составляла 9 маршрутов и 124 км троллейбусных линий, суточный пассажирооборот горэлектротранспорта достиг 1 млн человек.

С 1981 года на подвижном составе началось внедрение системы диспетчерского управления на базе радиостанций «Лен». Служба энергохозяйства в 1982 году начинает внедрять систему телеуправления тяговыми подстанциями по телефонным парам с диспетчерским пунктом на подстанции №4.

На базе троллейбусного депо №2 в 1987 году прошли обучение по специальности «водитель троллейбуса» первые представители Монголии.

В год 40-летия троллейбусного движения все семь районов Казани были связаны десятью троллейбусными маршрутами, на которых курсировали 218 современных комфортабельных машин ЗИУ-9. Объем ежегодных перевозок превысил 90 млн пассажиров.

В 1990 году открылся троллейбусный маршрут №11 площадь Куйбышева - Горки-2, который регулировался диспетчерской станцией на ул. Свердлова. В связи с организацией пешеходной зоны на ул. Баумана троллейбусное движение маршрутов №1 и 4 перенесли на ул. Островского и Профсоюзную, при этом троллейбусный маршрут 4б переименован в 4-й, а 4а переименован в 10-й.

По вновь проложенному участку пущен троллейбусный маршрут №12 площадь Г.Тукая - Азино-2, а также маршрут №13 компрессорный завод - троллейбусное депо №1, связавший Советский, Ново-Савиновский и Авиастроительный районы.

В дополнение к талонам вновь была введена оплата проезда у кондукторов. Для получения дополнительных доходов в 1995 году начали использовать подвижной состав в рекламных целях. Внедрили принципиально новую систему телеуправления тяговыми подстанциями по радиоканалам связи.

В 1996 году открыли троллейбусный маршрут №14 компрессорный завод - пр. Ибрагимова, обслуживающий пассажиров в часы пик, а троллейбусный маршрут №13 продлили до поселка Караваево.

К полувековому юбилею троллейбусного движения в Казани был пущен в эксплуатацию троллейбусный маршрут №15 Азино-1 - пр. Победы. Получены троллейбусы новой модификации: одна машина марки NordTroll-Jelcz-120MT и четыре марки АКСМ-101.

В КАПО имени Горбунова организовали капитально-восстановительный ремонт троллейбусов ЗИУ-682В. За период с 1999 по 2004 год там изготовили 126 кузовов первой комплектации.

В 2000 году открыт троллейбусный маршрут №16 ЦПКиО - пр. Ибрагимова. А маршрут №12 (пл. Г.Тукая - ул. Минская) продлен до ул. Ак. Сахарова. Построена троллейбусная разворотная петля у энергоинститута - для подвоза пассажиров в дни массовых культурных мероприятий.

В январе 2002 года отменили абонементные талоны. С 2005 года ввели единый месячный социальный проездной билет. Ныне внедрена система оплаты проезда для льготных категорий граждан по электронным смарт-картам.

Постановлением главы администрации г. Казани от 27.12.2005 №3191 МУП «Казгорэлектротранс» 1.01.2006 преобразован в МУП «Казанский электрический транспорт», которое в дальнейшем преобразовано в МУП «Метроэлектротранс», генеральным директором предприятия назначен Асфан Галямович Галявов. С этого периода начинается дальнейшее активное развитие троллейбусного движения. Так, только за последние два года проведены реконструкция и капитальный ремонт контактных линий, кабельных сетей. Вновь построены новые троллейбусные линии, что позволило в 2006 - 2008 годах пустить по вновь построенным линиям троллейбусные маршруты №18 ул. Халитова - театр Камала, №19 авторынок - театр Камала, №20 речной вокзал - Азино-1, №21 ул. Завойского - речной вокзал, продлить маршруты №6 и 9 до ул. Технической. Во втором полугодии 2007 года получены 32 троллейбуса с асинхронным приводом ТролЗа-5275-05 «Оптима» и ТролЗа-5265 «Мегаполис», до конца 2008 года будет получено 50 самых современных троллейбусов отечественного производства «Авангард» (г. Вологда). Подобного обновления подвижного состава за последнее десятилетие не имел ни один город России, за исключением мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга.

Это позволило довести интервал движения на основных маршрутах до 3 - 4 минут.

В этом году «Метроэлектротранс» стал победителем Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница» в номинации «Лучшее российское региональное предприятие транспорта общего пользования».

КВ
Лента новостей