Напоследок депутаты с особым пристрастием обсудили итоги выполнения Комплексной программы развития и поддержки предпринимательства в г. Казани. В целом ее выполнение признано удовлетворительным, поскольку налицо рост основных показателей развития предпринимательства, в частности, число экономически активных малых предприятий выросло по сравнению с 2001 годом на 37%. Из 17 мероприятий первого этапа в полном объеме реализовано 14, выполнение остальных продолжается. Как отметил депутат Фарит Мингазов, решается на новом уровне вопрос арендных отношений, облегчился доступ предпринимателей к кредитным ресурсам. Однако из-за отсутствия финансирования не выполнены мероприятия по созданию казанского межрегионального лизингового центра частного бизнеса; не решена одна из наиболее острых и застарелых проблем - отсутствие четкого регламента деятельности контрольно-разрешительных органов при проведении проверок, выдаче согласований и разрешительной документации, что, по словам докладчика, председателя комитета поддержки предпринимательства Ирады Аюповой, создает благодатную почву для коррупции. Запутанные схемы получения различных документов и отчетности говорят о необходимости создания системы выдачи единого пакета документов по принципу «одно окно». Между тем, как заявил один из депутатов, часть городского бюджета формируется из налоговых поступлений предпринимателей, а они перед лицом иностранных гигантов бизнеса, которые пришли работать в Казань, выглядят весьма бледно: «У нас практически нет местных громких брендов, и может получиться так, что общемировые торговые сети будут делать у нас погоду». Прозвучало также предложение о создании центра поддержки предпринимателей, где работали бы юридическая и консалтинговая службы для помощи начинающим предпринимателям и предпринимателям малого бизнеса. «Пока не создадим условий для четкой и открытой работы предпринимателей, мы не сможем вырастить собственных Фордов и Рокфеллеров», - подытожила выступления депутатов и бизнесменов И.Аюпова.
Доклад начальника управления социальной защиты Татьяны Ларионовой по итогам выполнения программы «Адресная социальная защита населения на 2002 - 2005 годы» тоже вызвал массу выступлений. Согласно докладу, реализация программы шла бодрыми темпами - из 245 пунктов полностью выполнены 227, десять частично, а оставшиеся восемь не выполнены по объективным причинам - конечно же, из-за отсутствия финансирования. Так, по этой причине не достроен специализированный жилой комплекс для ветеранов, не внедрены дополнительные площади для приема населения работниками соцзащиты. Впрочем, и с самими сотрудниками органов соцзащиты ситуация напряженная - из-за низкой заработной платы текучесть кадров в этой структуре составляет более 50%. «Внедрение пандусов в магазинах и местах общественного пользования, способствовавших интеграции инвалидов в обществе, - это прекрасно, - говорила Татьяна Ларионова, - однако в жилых домах строители крайне неохотно идут на обустройство пандусов».
В связи с предполагаемым увеличением ассигнований на текущее содержание объектов внешнего благоустройства в сумме 36,0 млн. рублей для обеспечения очистки улиц в период новогодних праздников, а также в целях погашения задолженности по зарплате, налоговых отчислений и осуществления иных потребностей депутатами был рассмотрен также вопрос об изменениях бюджета муниципального образования г. Казани на 2005 год.
Все обсуждаемые программы были приняты с учетом внесенных поправок.
Кроме того, с любопытным информационным сообщением о едином социальном проездном билете выступил начальник регионального управления транспорта и дорожного хозяйства Казани Шамиль Гильманов. С 1 января нового года к применению рекомендована следующая схема: единый социальный проездной будет действовать на всех видах городского транспорта независимо от формы собственности, кроме маршрутных «Газелей» - с их хозяевами договоренность еще не достигнута. Таким образом, льготники получат возможность ездить бесплатно на 1000 автобусах дополнительно к имеющимся. Однако произойдет это за счет введения единого тарифа на проезд в автобусах: предполагается, что стоимость билета на проезд в автобусах государственной формы собственности уравняется со стоимостью билета в частных маршрутках.
Светлана ГОРДЕЕВА