Страховые компании просят отпустить тарифы ОСАГО в свободное плавание
news_header_top_970_100

Страховые компании просят отпустить тарифы ОСАГО в свободное плавание

Автовладельцы не первый год возмущены ростом тарифов ОСАГО, а страховщики, напротив, считают повышение недостаточным и призывают к тому, чтобы отпустить тарифы в свободное рыночное плавание. Как найти компромисс?

Этот и другие вопросы обсуждали специалисты автострахования и представители общественности на круглом столе, организованном РБК-Татарстан.

Почему растут цены на полисы ОСАГО? С этого вопроса начал свое выступление президент Союза страховщиков Татарстана Рустэм Сабиров. Тема действительно находится на острие общественного внимания вот уже несколько месяцев.

Резкое повышение ставок на 40% и расширение тарифного коридора с 5% до 20% в апреле прошлого года вызвали открытое негодование и протесты автовладельцев. Ситуацию тогда прокомментировал Президент России Владимир Путин, отметив, что «тариф нельзя было не поднять, иначе страховщики покинут этот сегмент рынка». 

До апрельского повышения цены на ОСАГО не поднимали многие годы. Это при том, что стоимость содержания автомобиля, цены на ремонт и запчасти постоянно росли. Так что мера была вынужденная, что в очередной раз подтвердили и специалисты рынка на нынешней конференции. «Общество нормально восприняло увеличение выплат, а вот небольшое подорожание почему-то всех раздражает. Мы же нормально воспринимаем тот факт, когда дорожает ЖКХ. Так почему же такая реакция здесь?» - задался вопросом Рустэм Сабиров. 

Тарифы растут, а страховщики в убытке

Впрочем, повышение тарифов ситуацию на рынке не выправило, ведь страховые сборы с лихвой перекрываются значительными выплатами страхователям. Еще в 2014 году страховая сумма по ОСАГО за вред, причиненный имуществу, увеличилась до 400 тыс. руб. «Допустим, гражданин Петров в нетрезвом состоянии протаранил пять автомобилей, - привел пример глава Союза страховщиков. - Пять раз по четыреста - получаем два миллиона. Убытки выросли более чем в десять раз, но об этом никто не говорит». По словам Сабирова, если в ближайший год ничего не изменится и все, у кого есть машины, продлят договоры, страховщиков ждет рост сборов, а выплаты составят порядка 70% и выше. 

Дороги хорошие, водители - нет 

Ситуация с выплатами порой кардинально отличается в разных регионах. В Татарстане, увы, страховщикам приходится особенно тяжко. Неуспехи своих коллег Сабиров объясняет успехами республики: «Благосостояние у нас достаточно высокое, хорошие дороги, которые позволяют развивать хорошую скорость и получать серьезные повреждения авто. И третье - у нас какая-то особенная культура вождения. Автомобиль давно не роскошь, молодежь к содержанию машины относится спустя рукава. Многие получают авто в восемнадцать лет, отсюда и безответственное отношение к собственности и такая же манера езды. Это, кстати, отмечают все гости Казани».

Лихач платит дважды

В регионе с печальной статистикой ДТП страховщику ничего не остается, как уйти с рынка. А это рано или поздно приводит к дефициту страховых услуг вплоть до полного исчезновения местного страхового рынка. Так, количество филиалов страховых компаний в Зеленодольске за последние 10 лет сократилось с 40 до 3. По мнению специалистов, проблема кроется в государственном регулировании тарифного коридора, а выходом может стать либерализация тарифов. 

«Сегодня все больше звучат предложения о том, что нужно отпустить тарифы, - комментирует ситуацию Рустэм Сабиров. - Потому что человеку, который ездит замечательно, полис можно продать в два раза дешевле. А сейчас тому, кто получил 36 убытков за год, повышают тариф всего лишь в 1,8 раза. Если бы тарифы были отпущены, то ему такой бы вручили тариф, что он пешком бы ходил. Такой водитель представляет опасность для общества». Напомним, что вопрос об увеличении суммы страховки для злостных нарушителей обсуждается давно, но сделать это не так просто. Нужно, чтобы четко перекликались базы данных ГИБДД и РСА, а также необходимо разработать критерии, по которым будет оцениваться злостный нарушитель. 

Слово «либерализация» у многих вызвало рефлекторное недоверие: а вдруг страховщики сговорятся и поднимут тарифы до небес? Представитель компании «Согласие» Иниль Габдулхаков на вопрос журналистов заметил, что это попросту невыгодно: страховщики не хотят терять проверенных клиентов - поднятие тарифов неизбежно к этому приведет, а удерживать проблемных клиентов смысла нет. 

Он тебе такой полис напечатает...

Проблема борьбы с поддельными полисами стоит сегодня очень остро. Производят их у нас много (по примерным подсчетам - около миллиона) и очень качественно. Даже бывалый инспектор не отличит поддельный полис от настоящего, а раз так, то и проверять по базе не будет. Но в случае ДТП клиенту с поддельным полисом страховая компания ущерб не возместит - придется платить из собственного кармана. Так почему же граждане ведутся на сомнительную авантюру, покупая полисы на случайных сайтах и с рук? Ответ очевиден: низкая цена. Если стоимость полиса в зависимости от региона составляет в среднем 5,2 тыс. руб. (в Москве - от 8 до 10 тыс. руб.), то фальшивую бумажку можно купить за 1500 (оптом, как водится, дешевле). Поэтому люди рискуют и по-прежнему пытаются сэкономить - кризис же. К счастью, в Татарстане в последнее время была усилена работа по борьбе с производителями фальсификата. В сентябре-октябре в республике был локализован ряд организаторов массовых продаж полисов.

Как же не стать жертвой «полисной мафии»? Во-первых, оформлять полис нужно только в официальных офисах продаж страховщика или у посредника с действующей доверенностью страховой компании. Подделки сегодня создают очень искусно, но все же присмотритесь: бумага настоящего полиса рельефная, в то время как фальшивка обладает приятной гладкостью. Номер полиса можно проверить по открытой базе Российского союза автостраховщиков  autoins.ru. Если вы столкнулись с подделкой, обратитесь в правоохранительные органы. Помните: в кризис к халяве надо относиться с особой осторожностью. И касается это не только полисов.