- У всех историй всегда есть начало. С чего же начиналась ваша история?- В 1981 году я закончила школу, поступила на исторический факультет, а летом 82 года стала участницей всероссийского слета агитбригад в лагере «Орленок». По возвращению, мы поняли, что нужно создавать что-то свое. В 1983 году к нам обратился начальник лагеря «Звездный», который находился в Боровом Матюшино. Но нужен был педотряд. Тогда мы обратили свое внимание на педагогическое училище номер один. Весь год педотряд готовился к отъезду в лагерь по специальному курсу, который был обязателен для всех студентов пединститутов. По тем временам это был современный лагерь, отстроенный совсем недавно. На смену к нам приезжали и учителя, в основном из школ Приволжского района, но основной костях состоял в первую очередь, из студентов.- Если сравнивать то время и наше, какие отличия вы наблюдаете?- В то время все было гораздо проще. И дети были другие, да и вожатые тоже. Сейчас нельзя сказать, что у нас вожатые какие-то неправильные, они просто действительно совершенно иные. В организации самой работы больших изменений не произошло. Но и тогда и сейчас вожатые - это молодые люди. А молодость - это главный козырь, им всегда все интересно, всегда хочется что-то придумать или поучаствовать самим. Однако, можно отметить, что ребята приезжающие из таких республик как Башкирия, Татарстан или Марий Эл отличаются от остальных. Отличаются своей ментальностью, отношением к работе, к детям. У них другое воспитание.- Скорее происходящее там похоже на мое детство. Практически один в один все строились на линейку, был такой же начальник лагеря. Так что, фильм достаточно правдиво отражает эпоху. Это сейчас мы воспринимаем его как пародию на действительность того времени, но в общем-то все так и было. А когда я уже работала, мы старались делать все более демократично. Со временем меняется все, и люди, и требования. Каких-то познаний становится больше, развивается прогресс. В 83 году все было достаточно просто. Тогда лес заменял собою море, и все было направлено именно на мероприятия в лесу.- Каждый год - это новые истории. Какая вам запомнилась больше всего?- Дети всегда были непростыми, бывало, и убегали из лагеря. Мне запомнился один мальчик. Так вышло, что отец его был достаточно известный человек в городе, мамы у них не было, зато у отца была новая жена. Ребенок сам по себе был неплохой, просто, видимо, решил однажды наказать отца. Вел он себя невозможно безобразно. Родители его приезжали, но разводили руками и ничего не могли сделать. Тогда мы решили перевести его в другой отряд. И вожатый этого отряда смог зацепить парнишку. Как он это сделал, неизвестно. Но спустя несколько лет этот мальчик пришел к нам в центр уже хорошим парнем-активистом, которого хвалили его учителя. И он нас узнал и поблагодарил, а потом даже извинился. Вот такие истории запоминаются, потому что хочется верить, что мы тоже приложили руку к тому, что ребенок пошел по правильному пути.- Сейчас вы руководитель педагогического отряда «Импульс», с чего же он начинался?- В 2002 году мы последний раз поехали в «Детскую деревню», куда ездили почти 12 лет подряд. И даже сейчас и дети, и те, кто организовывал летний отдых детей, до сих пор встречаются и видятся. Это было уникальное время, с уникальной командой, которую уже невозможно собрать вновь. Но все закончилось и пришлось искать новые пути решения. И возникла новая идея - создать на базе педагогического института новый педотряд. Идея принадлежала проректору по воспитательной работе - ей хотелось, чтобы студенты не закисали здесь, многие были из татарстанской глубинки и кроме своих деревень ничего никогда не видели. А ей хотелось, чтобы они смогли посмотреть мир и как-то проявить себя. Кроме того, было ясно, что после первого же лета из лагеря вернется крепкий сплоченный коллектив, участников которого будет видно издалека во всех студенческих активах. И именно так, был создан «Импульс», который успешно работает и по сей день на берегу Черноморского побережья.-А как возникла сама идея создания Школы Вожатых?- Мы поняли, что ситуации и проблемы, с которыми сталкиваются в лагере вожатые абсолютно разные. Мы должны были объяснить ребятам, к чему же им готовиться, хоть они и сами были будущими педагогами. А в 2009 году мы стали сотрудничать с СТО. С тех пор, как мы попали под крыло этой организации, мы смогли расширить свою работу - теперь к нам присоединились студенты всех ВУЗов и факультетов. - Вожатые прошлого, кто они сейчас?- Работают они в совершенно разных областях. Есть и педагоги, и очень хорошие педагоги, есть преподаватели институтов, журналисты, работники банковской сферы, стилисты… А есть и замечательные мамы, у которых уже по несколько детишек. Всех упомнить сложно, но не слышала, что кто-то из ребят пошел по кривой дорожке. И знаете, что приятно, в этом году в лагерь вернулись ребята 2005 года, которые потратили и свой и так небольшой отпуск, чтобы приехать вновь. Но теперь они уже были не вожатыми, а физруками. Всего через «Импульс» прошло уже более чем 2000 тысячи человек. Отряд расширяет свой состав, ведь каждое лето происходит смена поколений. И каждое лето я думаю, что уже больше такого отряда не будет, это был самый лучший. Но приезжают новые ребята, которые вносят что-то свое. И пока такая молодежь есть, есть надежда.PS. Я и сама являлась и являюсь участником республиканского педагогического отряда «Импульс», или, если сказать по-другому, я тоже боец СТО. И мне хочется сказать огромное спасибо тем людям, которые делают нашу молодость ярче и интересней, кто отрывает нас от компьютеров, тем, кто подарил нам новых друзей.
Студенческим трудовым отрядам Республики- 50!
Студентам Татарстана невероятно повезло. Именно в нашей республике невероятное разнообразие студенческих организаций, которые призваны сделать жизнь студента ярче и интересней. Одна из таких организаций - это «Студенческие трудовые отряды», которая отмечает свой 50 день рождения. Наш корреспондент встретился с одним из руководителей педагогического направления - Эльзой Абдуллиной.