Танцуют всё! «Дон Кихот» и «Лебедь» уживаются с фламенко и танго на одной сцене Нуриевского

Двумя гала-концертами, 30 и 31 мая, завершился юбилейный 35-й Нуриевский фестиваль.

news_top_970_100

Два отделения концертной программы словно разделили два века и два балета – классический и современную хореографию, при этом оставив его одним целым. Пожалуй, гала – это те вечера, которых балетоманы ждут с нетерпением сразу после премьерного спектакля фестиваля имени Рудольфа Нуриева. И в этом году они не оставили никого равнодушными, угодив вкусам и консервативной публики и ожиданиям любителей новшеств.

«Шурале» – для настроения

Во вступительном слове перед завершающей фестиваль программой профессор Сергей Коробков еще раз напомнил, как 30 лет назад на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля шел «Щелкунчик». Это был любимый балет Рудольфа Нуриева, как он сам признавался, именно он и встал тогда за дирижерский пульт, чтобы оттуда руководить собственной постановкой произведения опять же горячо почитаемого им Петра Чайковского. После премьеры, танцор уже за кулисами дал согласие присвоить свое имя казанскому фестивалю классического балета.

Первым исполненным танцем стал фрагмент из балета Фарида Яруллина «Шурале» в исполнении артистов Татарского театра. Яркие, сильные и самобытные образы заполнили сцену: праздник, сказка, волшебство – вот какую атмосферу они подарили зрителям с первого па. Заметим, что, как и все дни фестиваля, зал был наполнен до предела – яркие наряды, оживление, обмен впечатлениями от прошедших трех недель, звуки скрипки и ароматы шампанского создавали ощущение присутствия на большом светском балу.

О поцелуях и хулиганстве

Прежде чем приступить к модерну, публике еще раз напомнили о классике. Да как напомнили – «Лебедя» Сен-Санса в классической хореографии Николая Фокина представила Каролина Заборне под аккомпанемент арфы и виолончели.

Далее на сцену вышли Аманда Гомес и Михаил Тимаев. За основу танца «Поцелуй» в хореографии Александра Могилева они взяли композицию со строками из «Библии»: «Блаженны нищие…» Очень неоднозначное решение трактовки одновременно строк священной книги и хореографическое воплощение чувственной любви и женщины плавно ввело зрителя в мир современного танца с его неожиданными техническими решениями, миксом противоположностей и яростным сопротивлением традициям. Так зритель был подготовлен к следующему выходу – сцене из балета Дмитрия Шостаковича «Барышня и хулиган». В разные дни гала-концертов роли героев взяли на себя Антон Полодюк и Екатерина Федотова, Вагнер Карвальо и Дина Андронова.  

Невольно вспоминается в образе хулигана Владимир Маяковский, сыгравший городского повесу в одноименном, еще немом, советском фильме – лихая бесшабашность вдруг сменяется покорной нежностью и в танце, на сцене.

Две жизни в одном танце

Отдельного внимания заслуживает следующий номер – «Романс» на музыку Георгия Свиридова в хореографии Дмитрия Брянцева. Заметим, что хореограф совсем не опирался на произведение Александра Пушкина «Метель», для которого композитор и написал эту проникновенную мелодию. Он создал свои образы, ставшие именно сегодня, в трудные для страны времена, особенно актуальными – женщина, одиноко ждущая в своей избе мужа.

Вот он приходит, кладет свой вещь-мешок на табурет, и они, не веря своему счастью, кружатся в танце любви. Путь неуклюже, порой по-деревенски, но так искренне и страстно, что их расставание кажется немыслимым. Мужчина вновь берет свою ношу, чтобы уйти с ней в ночь.

Женщина одна, и непонятно – привиделось ли ей счастье или она попрощалась с ним, теперь уж навсегда… Этот номер, пожалуй, стал гвоздем всего первого отделения – две жизни, одна на двоих трагедия, война и любовь как две противоположности, соединенные воедино злой судьбой.

Чаплин и фламенко

От современного балета режиссер заключительных концертов, художественный руководитель балета Татарского театра оперы и балета Владимир Яковлев решил перейти к фламенко и танго. К слову, неожиданностью это не стало – танцы давно прижились на казанской классической сцене и были ожидаемо с воодушевлением встречены публикой. Тем более, что номер фламенко «Феникс» исполнила Анна Федорова, которая в Татарстане считается чуть ли не единственным специалистом по фламенко. Страстное Tango El Marne представили москвичи – чемпионы Европы по сценическому танго.

Завершил первое отделение мини-фильм-балет по мотивам киноленты Чарли Чаплина «Город зажигает огни» в постановке Алессандро Каггеджи. 15-минутное представление собрало более 30 артистов балета.

Яркий и красочный, со множеством актерских образов и характеров, номер стал бы действительным открытием, но для тех, кто в марте не был на премьере шоу «Голливуд» ансамбля танца «Казань». Во многом постановки перекликаются, впрочем, не затмевая друг друга.

Торжество классики

Второе отделение концерта полностью было посвящено беспроигрышной и бессмертной классике. Если первое отделение частично «звучало» под фонограммы, то теперь за дело взялся оркестр театра под управлением дирижерской палочки Рената Салаватова. Были исполнены сцены из балетов «Корсар», «Спартак», «Дон Кихот», «Золотая Орда».

Также «на ура» были встречены танцы из балетов, которых нет в репертуаре нашего театра – пляска наездников из балета «Бахчисарайский фонтан» и па-де-де из балета «Дочь фараона».  На сцене, помимо артистов Татарского театра оперы и балета, блистали солисты Большого театра Евгения Образцова и Сергей Чудин, кореец Кимин Ким в паре с Екатериной Первушиной из «Кремлевского балета».

В этот раз фестиваль впервые за долгие годы обошелся без зарубежных звезд, однако и в этом году впечатлений зрителям хватило. Позади – премьера обновленного «Щелкунчика», которого теперь можно видеть в постоянном репертуаре театра, прославленный балет «Анюта», в котором в роли отца героини на сцену поднялся сам постановщик – 82-летний Владимир Васильев, отгремели гала-концерты. Остается с нетерпением ждать нового сезона, его новинок и свежих идей, без которых Татарский театр оперы и балета просто немыслим.

news_right_column_240_400