«Итоги 1-го квартала показали, что тенденции в промышленности неблагоприятные. Объем производства сократился на 12 процентов. Есть тенденции к увеличению безработицы в республике. За март долги предприятий города по зарплате выросли с 43 до 66 миллионов рублей.
Объяснять спад производства лишь трудностями нескольких крупных предприятий города некорректно. Уже 2 года назад, когда рост производства по городу и по республике составлял 106 - 107 процентов, многие руководители предприятий указывали на зарождение негативных тенденций».
Время показало, что мы были, к сожалению, правы.
Это касается не только Казани, это общая тенденция во многих отраслях российской промышленности, за исключением нефтяной и нефтехимической.
Причины создавшейся ситуации очевидны: отсутствие поддержки отечественного товаропроизводителя почти во всех отраслях промышленности, постоянный рост цен на энергоносители, ГСМ, неконтролируемый рост цен на металлы, которыми пользуется вся промышленность, сокращение потребительского спроса из-за снижения покупательской способности населения по товарам народного потребления (в связи с реформами, монетизацией, реформой ЖКХ), низкий уровень заказа для оборонных предприятий.
Пример: наш завод работает в кооперации с заводом по производству малолитражных автомобилей. В этом году планировалось к выпуску 46 тысяч машин «Ока». Теперь предполагается снижение заказа до 32 тысяч в связи с падением спроса. По той же причине упал спрос на холодильники завода «ПОЗИС» и т.д.
Последние 10 - 15 лет в промышленности по объективным и субъективным причинам нарушался основной закон экономики: опережающий рост производительности труда по отношению к росту заработной платы. Зарплата худо-бедно росла, под нажимом сверху, по необходимости снижения социальной напряженности в обществе. А для роста производительности условия так и не были созданы. Более того, новым налоговым кодексом ликвидировали последнюю налоговую льготу для промышленности, позволявшую инвестировать в развитие производства 50 процентов прибыли.
Похоронили надежду на обновление основных фондов, без которого невозможен рост производительности труда.
Существует в настоящее время теория, что зарплату можно повысить, направив на это средства, которые должны были появиться у нас от сокращения социального налога с 35,6 процента до 26 процентов. Но рост цен на энергоносители, металлы, ГСМ и др. все это компенсирует. А если прибавить, что уставшие российские законодатели добавили еще в январе выходных дней, сделав их оплачиваемыми даже для сдельщиков, ввели оплату первых двух больничных листов за счет предприятия (раньше это было за счет соцстраха), то значительная часть того, что мы получили от экономии на социальных налогах, уйдет на все вышеперечисленное. Повысить зарплату средств не остается.
Но увеличивать ее придется и дальше: у нас обязательства к 1000-летию Казани, которые мы должны выполнять. Но это может произойти без роста производительности, без увеличения объемов производства, т. е. мы будем загонять себя в угол еще дальше.
Какую поддержку мы ощущаем? Резко увеличилось количество проверяющих предприятия по разным направлениям. Идут непрерывные проверки санэпиднадзора, министерства экологии РТ, РФ, по тем же вопросам - прокуратуры. Налоговые проверки - отдельная песня. Если какое-то время на заводе нет проверяющих, то мы волнуемся: не случилось ли с ними чего-нибудь? Проверяет один отдел - налог на прибыль, другой - налог на добавленную стоимость, третий - земельный налог, четвертый - на имущество и т. д. Получается непрерывная проверка, и нашим специалистам своей работой заниматься уже некогда. Проверки выездные, камеральные и всякие разные. Причем проверяют зачастую не текущую деятельность, а за два-три последних года. Проверки имеют явную фискальную направленность. Если у нас были какие-то недочеты и замечания в 2002 - 2003 годах, то за это время пеня вырастает многократно. Приходится защищаться в судах, а то мы бы давно пошли по миру. Такую «помощь» мы чувствуем постоянно.
Что делать? Кто виноват? Вечные российские вопросы. Но виноватых не найдешь, у нас бывают «крайние». Чаще всего ими остаются руководители промышленных предприятий. Но делать что-то надо. И делаем. Ассоциация решает вопросы с правительством, с Министерством экономики и промышленности, с администрацией города. Удалось сократить налоги на имущество и на прибыль для предприятий, имеющих инвестиционные проекты. Разрабатываются инвестиционные программы, ведется работа по расширению кооперации между предприятиями, используются возможности выставочной деятельности. Но этого недостаточно, надо искать еще резервы оказания помощи промышленности.
По российскому законодательству, от налога на землю освобождаются предприятия, имеющие испытательную базу, мощности, аэродромы и так далее. Местным органам власти дано право устанавливать такие льготы на своей территории. Пока, к сожалению, нам этого добиться не удается. В порядке примера: Казанский вертолетный завод заплатил много миллионов рублей налога за землю, занятую под аэродром. А у вертолетчиков положение тоже не из легких, и эти деньги были бы не лишними для развития производства.
Большие затраты предприятия несут и по экологии. Например, постановлением главы администрации города от 22.10.03 был установлен тариф на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов - 25 рублей за тонну. Постановление никто не отменял. После этого в Казани образуется ЗАО «Казанский экологический комплекс», и тариф с 25 рублей за тонну вырос до 350 рублей за тонну, притом, что мы еще платим большие средства Министерству природы «за размещение отходов». Из этих средств городу и тому же ЗАО «Казанский экологический комплекс» ничего не достается.
Предлагаю к 1000-летию Казани вернуться к старым тарифам, чтобы нам было легче очистить территории предприятий и городскую территорию, закрепленную за ними, к этому празднику.
Большие затруднения у Казани из-за недостаточно развитой системы ливневых канализаций, что подтверждается и постановлением главы администрации от 3.11.03 «Об улучшении содержания ливневых канализаций». По нему 3 миллиарда рублей должно быть консолидировано до 2010 года на решение этого вопроса. Промышленные предприятия платят за отсутствие ливневой канализации большие деньги опять же в Министерство природы РТ. Но оттуда на развитие городских систем средств не поступает. Деньги используются на другие, очевидно - необходимые, экологические программы. Но не на нужды города. Средства, которые платят городские предприятия, должны попадать в городскую казну, чтобы они использовались именно на развитие системы ливневых канализаций, чтобы программа развития «ливневок» была реализована, и чтобы мы перестали нести убытки по этой статье. Это один из вопросов, которые Ассоциация промышленных предприятий и администрация Казани обязаны решить в пользу города.
Подготовил Владимир МАТЫЛИЦКИЙ.