Мероприятие прошло в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Казани до 2030 года.
Своим видением решения стоящих перед городом транспортных задач поделились первый заместитель главы муниципального образования Казани Рустам Нигматуллин, председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков, замгендиректора АО «Казметрострой» по инвестиционным проектам и связям с инвесторами Иршат Минкин, а также разработчики Генплана Казани и представители Министерства экологии РТ, ГИБДД, МУП «Метроэлектротранс», сообщает kzn.ru. В обсуждении приняли участие казанцы, которые внесли наиболее интересные предложения по развитию города в ходе интернет-анкетирования на портале мэрии Казани.
Завкафедрой градостроительства КГАСУ профессор Александр Дембич рассказал, что итогом первого этапа работы над Стратегией-2030 стал выбор полицентричности как основного сценария пространственного развития города. «Казань - это метрополис, в котором уже сейчас выделяются зоны, имеющие свою специфику, ресурсы и функции», - отметил он, пояснив, что они должны быть обеспечены соответствующими транспортными связями.
«Мы пришли к выводу, что нужно формировать систему планировочных районов, каждый из которых имеет свой довольно развитый общественный центр. Он берет на себя ряд функций общегородского центра. Кроме того, увеличивается своеобразие Казани. И у каждого района должен быть свой бренд», - отметил Александр Дембич.
Иршат Минкин предложил, чтобы транспортно-пересадочные узлы формировались на основе станций метро. «Это даст огромный импульс развитию районов и города в целом. Развитие метро должно стать тем стержнем, на который будет нанизано развитие города», - подчеркнул он, акцентировав внимание присутствующих на отсутствии в стране целевой федеральной программы развития метростроения, в результате чего остановилось строительство подземки практически во всех городах-миллионниках, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. «Казань остро нуждается в том, чтобы в городе была не одна линия, а хотя бы две-три», - заявил он.
Айдар Абдулхаков и первый замгендиректора МУП «Метроэлектротранс» Шамиль Гильманов рассказали о том, что было сделано в рамках реализации концепции развития транспорта Казани, в частности, об обновлении парка пассажирского транспорта, запрете левых поворотов, введении полосы для движения общественного транспорта и автоматизации этой сферы. Они напомнили, что по результатам самых разных исследований казанская транспортная система признана одной из самых лучших в России.
Приглашенная на встречу в качестве эксперта заведующая Отделом научного обеспечения развития транспортного комплекса города НПО транспорта и дорог ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Елена Боровик заявила, что Казань - лучший в России город по транспортной ситуации. В то же время эксперт отметила, что в Казани «страдает» пешеходное движение - много опасных мест, и бывает, что тротуары внезапно обрываются. Она порекомендовала больше внимания уделить развитию сети внутригородских районных дорог и подумать над созданием единой сети трамваев и метро, как это сделано уже во многих столицах мира. «Сегодня человек измеряет пространство временем. Транспорт сжимает пространство, поэтому транспорт - это время, главный невосполнимый ресурс человека», - отметила Елена Боровик.
Кроме того, по мнению эксперта, важным моментом являются мосты. Их в генеральном плане предлагается несколько. Первый - через Волгу, который бы разгрузил поездки через центр. Также была озвучена идея использования железнодорожного транспорта для внутригородских сообщений. Значимым является и создание условий для пешеходов. По мнению эксперта, с этого и следует начать работу в городе.
Интересные данные привел замначальника отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Казани Рустем Гараев. Он отметил, что с 2006 года количество жертв ДТП в городе сократилось вдвое, а количество аварий - на 38%. Положительный эффект от строительства многоуровневых развязок констатировала начальник Управления государственной экологической экспертизы и нормирования воздействия на окружающую среду Минэкологии РТ Раиса Шагидуллина. Она представила данные о снижении уровня загрязнения воздуха близ жилых домов после строительства развязок. Раиса Шагидуллина считает, что для города неизбежен вариант ограничения движения на отдельных участках дорог, как это уже делается в Москве, и ведомство намерено обратиться с соответствующими предложениями в ГИБДД.
Завершая тему круглого стола, заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров сообщил, что принцип полицентричности учитывается разработчиками Генплана Казани - ГУП «НИиПИ Генплана Москвы». В Казани до 2030 года предполагается формирование 11 точек роста. Ожидается, что к этому времени население города вырастет до 1 млн 430 тыс. человек. Тимур Кадыров также представил четыре варианта концепции развития города, которые в том числе включают раздел «Транспорт».
Кстати, разработка Стратегии социально-экономического развития Казани до 2030 года началась в феврале 2016-го. К июню был завершен первый этап подготовки документа. Свое видение будущего столицы РТ на 50 с лишним тематических площадках изложили эксперты. В ходе интернет-анкетирования и соцопросов горожане делились мнением о том, каким путем должна идти Казань в будущем. Всего к работе над стратегией на первом этапе было привлечено свыше 2,5 тыс. человек.