У ЛИТЕРАТУРЫ - ЖЕНСКОЕ ЛИЦО?

Вот говорят: время сейчас жесткое, меркантильное, дескать, не до литературы. Народу не до поэзии. Дерзну не согласиться. Много лет я работаю литературным консультантом Союза писателей Татарстана по русской литературе, и у меня сложились определенные представления о том, кто сегодня приходит в литературу.

news_top_970_100

В Дом писателей РТ на Муштари ко мне приходят начинающие авторы - молодые и старые, талантливые и не очень. Возрастной диапазон чрезвычайно широк: от четырнадцатилетних школьников до семидесятипятилетних ветеранов войны и труда.

Рукописи последних представляют собой, как правило, монументальные произведения исторического или мемуарного характера. Школьники и школьницы чаще всего приносят сказки, рассказы, зарисовки. И тех, и других в общем не так уж и много. Ну а между этими двумя категориями - огромная масса желающих приобщиться к литературному творчеству людей так называемого среднего возраста.

Кратко характеризуя эту категорию, могу отметить, что где-то процентов на восемьдесят она состоит из женщин. Я уже как-то говорил, что русскоязычная литература в Татарстане приобретает женское лицо. С каждым годом этот мой тезис все больше подтверждается.

И конечно же, даже не восемьдесят, а все девяносто процентов прочитываемых мною произведений - это стихи. Хотя казалось бы, стихами говорить и писать заведомо труднее.

Если продолжить мои доморощенные социокультурные наблюдения по социальному срезу, то со своими опусами в Дом писателей приходят прежде всего студенты, потом - молодые работницы (главным образом из бюджетной сферы). Далее идут домохозяйки.

По месту жительства - преимущественно казанцы. Но присылают рукописи и из других городов.

Как я уже сказал, прозаических сочинений бывает немного. Что же касается стихов, то большая их часть - о неудачной любви, о тоске одиночества, о надеждах на семейное счастье. Я не против стихосложения как психотренинга, однако иногда читаю и содрогаюсь:

 

О создавший меня, давший душу,

подаривший мне женское тело,

Ты зачем мою веру разрушил,

ведь я очень верить хотела.

Ты вселил в мою душу надежду,

что в молитве найду утешенье,

Но я стала беспутной невеждой

и не жду твоего прощенья.

Я грешила? О нет, не обманешь,

ведь ты сам управляешь нами.

Так когда же ты перестанешь

унижать нас, топтать ногами?!

 

Как бы там ни было, все эти начинающие авторы получают соответствующую консультацию, необходимые практические советы и как бы благословение на занятие литературной деятельностью. Ведь лицо будущей литературы, в частности русской литературы, хотим мы того или нет, в немалой степени будет определяться теми, кто придет на смену нам, нынешним художникам слова.

В результате из начинающих в последнее время выросли в довольно неплохих, вполне профессиональных писателей Александр Архипов, Михаил Тузов, Анатолий Сысоев, Георгий Аристархов. И конечно же женщины: Наталия Захарова, Елена Абрамова, Татьяна Шипкова, Лариса Кулибина, Мадина Вагизова и многие другие.

Владимир КОРЧАГИН,

литконсультант Союза писателей РТ

news_right_column_240_400