В области охраны окружающей среды количество выявленных нарушений выросло на 8%, но вместе с тем повысилась и эффективность госэкоконтроля. Так, на 1 рубль, вложенный в охрану биоресурсов, получено 3,3 рубля предотвращенного ущерба. В целом это позволило предотвратить экологический ущерб на сумму 620 млн. рублей и поддерживать стабильное качество окружающей среды.
В части использования недр достижения главным образом касались обеспечения прироста запасов нефти и открытия двух новых месторождений, а также прироста запасов пресных подземных вод. В отличие от поверхностных источников, которые в основном используются сейчас для получения питьевой воды, подземные более благополучны по санитарно-эпидемиологическим нормам. В плане геологии оказалось, что и здесь народ горазд незаконно брать то, что плохо лежит: экологами было выявлено 24 «диких» карьера, где разрабатывалось минеральное сырье.
В области охраны леса отмечено уменьшение нарушений лесного законодательства на 14%, объем незаконных порубок снизился на 16%, что, впрочем, компенсируется в обратную сторону лесными пожарами, 94% из которых произошли по вине граждан.
Несмотря на неплохие показатели в целом, министр экологии Борис Петров в своем выступлении воздержался от оптимистических итогов и прогнозов. По его словам, отрасль переживает большие проблемы, одна из причин которых - разобщенность смежных природоохранных структур, в результате чего природа «при семи няньках дитя без глазу». Также он говорил о том, что необходимо повысить уровень инспекторского контроля, который зачастую проводится формально, квалифицируя крупные нарушения как малозначительные, тем самым развязывая руки нерациональному природопользователю.
Светлана ГОРДЕЕВА.