Великая Отечественная война: как отделить правду от лжи?

День начала Великой Отечественной войны вот уже много лет отмечается в России как День памяти и скорби. Пожалуй, в нашей стране не найдется ни одной семьи, которой не коснулась бы война своим черным крылом. Историки же определяют Великую Отечественную как ключевое событие ХХ века, предопределившее дальнейшее развитие многих государств. О новых аспектах в изучении истории ВОВ рассказывает ведущий научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ, доктор исторических наук Айслу Кабирова.

news_top_970_100

Главная причина изменения историографической ситуации состоит в том, что распад СССР и крушение монополии КПСС в 1991 году повлекли за собой смену идеологической парадигмы, создав условия для свободы научного творчества историков-специалистов. Тогда же было рассекречено множество документов с грифом «секретно» и «совершенно секретно». Кроме того, для специалистов и широкого читателя стала доступна зарубежная литература, в том числе историческая. Обогатился и арсенал методологических приемов, что позволило уйти от преимущественно комплиментарного стиля изложения, чем грешила советская историография, и поставить во главу угла всесторонний объективный анализ исторических процессов военных лет во всем их разнообразии и противоречивости.

Никто не забыт, ничто не забыто? В то же время с открытием шлюзов гласности под видом рассекреченных документов в 90-е годы на читателя хлынул поток новой информации в виде самых невероятных мифов и фальсификаций. Появились сотни публикаций в печати и интернете, где особо рьяные «искатели правды» попытались принизить значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. Самое обидное, что именно из этих публикаций молодое поколение стало черпать свои знания по истории войны… К сожалению, и сегодня ситуация остается не менее сложной: по прошествии 74 лет предпринимаются попытки обелить нацизм, уравнять агрессоров и победителей, пересмотреть решения Нюрнбергского трибунала и так далее. Задача историков - не допустить фальсификации и искажения истории. 

Накануне 9 Мая я участвовала в телепередаче, в рамках которой проводился опрос граждан: знают ли они о событиях войны, гордятся ли подвигом народа? Увы, почти 6 процентов зрителей ответили, что не знают и не интересуются… Печальная статистика! Я считаю, что Великая Отечественная война настолько знаковое событие в истории нашей страны, таким катком она прошлась по судьбам миллионов, что мы не можем позволить не помнить о ней, забыть о подвиге советского солдата, отстоявшего не только независимость своей Родины, но и не допустившего порабощения народов Европы. 

Дискуссии продолжаются… До сих пор историки бурно обсуждают вопросы: «Кто развязал Вторую мировую войну?», «Был ли Советский Союз готов к войне?» Специалисты теряются в массе противоречивых сведений о состоянии Красной армии, готовности вооруженных сил к отражению агрессора. Часть исследователей склоняются к тому, что время окончательных выводов еще не пришло. Сначала требуется выявить и подготовить к публикации документы, относящиеся к весьма сложному для понимания начальному периоду войны, так как попытки обсудить его тянут за собой целый шлейф таких болезненных вопросов, как просчеты высшего командования Красной армии при постановке стратегических задач в условиях военной угрозы, причины поражений Красной армии в приграничных сражениях на начальном этапе войны, необходимость заключения пакта Молотова - Риббентропа, влияние репрессий на боевую готовность советских войск и другие. 

Хорошо, что дискуссии приводят к введению в научный оборот прежде не публиковавшихся документов, но при этом появляются авторы, строящие свои умозаключения на единичных сведениях, нередко передергивая факты. Помните, как с середины 90-х годов остро дебатировался вопрос о роли штрафных рот и батальонов в ВОВ? Свой вклад в обсуждение этой проблемы внес и отечественный кинематограф. В итоге тема настолько долго муссировалась в сознании россиян, что некоторые из них пришли к выводу, что основной вклад в достижение победы внесли штрафники. А факты между тем свидетельствуют о том, что с момента выхода приказа №227 от 28 июля 1942 года до окончания войны в РККА было сформировано 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот, где за годы войны прошли службу 427 тысяч 910 человек из почти 34,5 миллиона мобилизованных советских граждан. 

Не поставлена точка и в вопросе о цене победы. В 1946 году была озвучена цифра о 7 миллионах погибших в военные годы, в 1961-м - 20 миллионах, в 1990-м - 27 миллионах. В 1988 - 1993 годах коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева на основе рассекреченных документов провел комплексное статистическое исследование потерь армии, флота, пограничных и внутренних войск НКВД СССР. Согласно их данным общие потери военного и гражданского населения СССР в годы войны были оценены в 26 миллионов 600 тысяч человек. Эти данные оспариваются другими специалистами, правда, никто не называет цифры меньше. Издание областных, республиканских, всесоюзной книг памяти значительно расширили наши представления о потерях в военные годы. Но пока у ученых нет единой методики подсчета потерь, дискуссии о цене победы будут продолжаться. 

Что волнует историков сейчас? В настоящее время среди ученых, занимающихся изучением военного периода, наблюдается повышенный интерес к проблемам социальной истории, психологии, демографии. Применяя антропологический подход, специалисты стремятся показать так называемое «человеческое измерение» войны. Историки считают, что слабо разработанной долгое время оставалась тема «Война и общество». Ее изучение поможет, например, получить ответ на вопрос: каковы были наиболее распространенные ожидания и психологические установки людей в действующей армии и среди гражданского населения? Не секрет, что годы ВОВ ярко выявили феномен массового героизма советских людей, когда миллионы граждан, ощущая свою причастность к судьбе Отечества, заново переосмысливали такие понятия, как «Родина», «народ». Вместе с тем война самым жестоким образом проверяла людей на прочность. В архивных документах специалистами были обнаружены и контрреволюционные высказывания, и имевшие хождение непроверенные, часто провокационные слухи, случаи дезертирства, членовредительства и так далее. 

В новом ракурсе рассматривается и проблема трудовых отношений в военное время. Доступность ранее закрытых источников проливает свет на неизвестные сведения, связанные с негативным проявлением трудового поведения рабочих и колхозников, применением методов и форм внеэкономического принуждения. В центре внимания ученых - изменения в трудовом законодательстве, вопросы укрепления дисциплины и пресечения дезертирства на трудовом фронте, состояние техники безопасности, охраны труда на производстве, трудовые репрессии.

На пике популярности вопросы военной повседневности, обеспечения продовольствием, товарами широкого потребления, религиозного возрождения во время войны. Смертельная угроза, нависшая над страной, заставила руководящие органы страны ослабить многие аспекты агитационно-массовой работы, пересмотреть свое отношение к религиозным организациям, выступившим в поддержку советского правительства. Поэтому военные годы стали периодом временного примирения государства и конфессиональных организаций. 

Кроме того, специалисты продолжают изучать проблему преступности в годы ВОВ. Криминогенная обстановка в то время была весьма сложной, а острые социальные проблемы и напряженная психологическая обстановка порождали различные формы девиантного поведения: хулиганство, кражи, грабежи. Свою роль играла и относительная доступность оружия в военные годы. В то же время историки осознают, что в общей массе преступлений следует различать те из них, на которые отдельные граждане шли только от отчаяния, в иных исторических условиях они вряд ли совершили бы противоправные действия. Речь идет прежде всего о нарушениях закона, связанных с попытками прокормиться. 

Также среди новых исследовательских задач, над решением которых работают специалисты, - вопросы жизни и быта иностранных военнопленных на советской территории, их участие в трудовой деятельности. 

В заключение хотела бы отметить, что в Татарстане военная проблематика относится, пожалуй, к одной из наиболее активно изучаемых. Уже в советские годы в республике сформировалась целая школа исследователей различных проблем военного лихолетья, основоположником которой по праву считается доктор исторических наук Зямиль Гильманов. Сегодня эстафету подхватило новое поколение историков. В своих трудах они стремятся максимально соблюсти баланс негативного и позитивного материала, чтобы приблизиться к адекватному отражению истории военных лет и оставить следующим поколениям память о войне и ее истинных героях. 

news_right_column_240_400