Весь мир сошел с ума? Известный профессор-психиатр о причинах трагедий, потрясших Татарстан

Три резонансные трагедии потрясли республику на этой неделе. Все они связаны с молодыми мужчинами и внезапно оборвавшимися жизнями.

news_top_970_100
Автор фото: http://mfvt.ru

Так, 26-летний сотрудник КАМАЗа повесился прямо на рабочем месте. По версии следствия, у него были долги в трех банках; 40-летний житель Атнинского района убил ножом 13-летнюю дочку своей любовницы, а потом повесился сам; 39-летний казанец погиб во вторник при взрыве самодельного устройства на улице Сары Садыковой. Есть ли связь между этими трагедиями? Только 4% молодых мужчин и 8% женщин абсолютно здоровы в психическом отношении. Такие данные были получены недавно при обследовании студентов психиатрами Якутска. Эту статистику привел в беседе с корреспондентом «КВ» завкафедрой психотерапии и наркологии КГМА, профессор Анатолий Карпов. Неужели практически у всех не в порядке с головой?.. - Сейчас в мире более 450 млн человек имеют психические расстройства. Больные есть уже в каждой четвертой семье, - утверждает профессор. - Многим это кажется преувеличением, «пугалкой». Но дело в том, что самыми распространенными являются расстройства так называемого непсихопатического уровня: повышенная утомляемость, раздражительность, тревожность, страх, пониженное настроение, бессонница, нарушение аппетита. Они не смертельны, не опасны для окружающих, с ними можно ходить в школу и на работу. Такая «мелочь» не повод для обращения к психиатру. Поэтому расстройства не выявляются и не лечатся. По современным законам, детей к психиатру имеют право привести лишь родители, но так поступают только 2,7%. Причин для психических и поведенческих расстройств очень много. Ведущие ученые и политики России признают: прежде всего это целенаправленное информационно-психологическое воздействие на детей телевидения, шоу-бизнеса и неадекватная школьная программа.- Почему же проблемы охраны психического здоровья так мало освещаются?
- Наше здравоохранение и программы формирования здорового образа жизни направлены на сохранение здорового тела и экологии. Необходимость защиты и укрепления здоровья психического и духовного ни в одном современном документе не обозначается, на форумах и конференциях не обсуждается. Эти составляющие здоровья «забыли» или упразднили как нерыночные и недемократические. Хотя именно психические расстройства занимают сейчас первое место по распространенности и тяжести социальных последствий. Каждый день появляются сообщения об убийствах, трагедиях из-за нарушений правил дорожного движения, социальных и культурных норм поведения, алкоголизма и наркомании. Все это относится к категории психических и поведенческих расстройств. На этот самый грозный вызов нашей эпохи нужно давать ответы. Ученые их дают, но лица, принимающие ответственные решения, и СМИ используют свои административные и информационные ресурсы для достижения других целей. - Россия уже не первый год занимает лидирующее место в мире по количеству суицидов. С чем это связано?
- Ведущие суицидологи считают, что причиной самоубийства является социально-психологический кризис личности. Когда создавшаяся жизненная ситуация субъективно воспринимается как невыносимо тяжелая, запредельная, непереносимая, а выхода из нее нет. В некоторых случаях люди выбирают уход из жизни как единственный способ избавления от душевных страданий. Сейчас много случаев расширенных суицидов. Когда отец или мать, не имея возможности обеспечить своих детей условиями для жизни, убивают их, чтобы дети не мучились, а потом себя. Алкоголизация, наркотизация, курение - это проявление нежелания быть здоровым, отсутствие протеста против угрозы здоровью своему и своих близких, агрессия против самого себя и других, прообраз расширенного суицида. Нужно осознать, что алкоголь, табак и наркотики не самоцель, а инструменты для перехода из неприятной реальности в приятную нереальность. Поэтому бороться нужно не с веществами, а за то, чтобы реальная, трезвая жизнь стала лучше и удовольствия от успехов и достижений в полезной деятельности стали бы более доступными, сильными и привлекательными, чем химические удовольствия. С этим все согласны. Но стратегия профилактики сохраняется прежней. - Правда ли, что школа - источник психической опасности для ребенка?
- Рыночно-демократические реформы лучшей в мире системы российско-советского образования привели к катастрофическим последствиям. Известный специалист доктор медицинских наук Владимир Базарный констатировал, что в процессе реформ из учебных программ удалены те предметы, которые развивали интеллект и личность, духовность и общую культуру. «Незаметно для общества весь процесс обучения был трансформирован в инструктивно-программирующую информатику, опирающуюся на механическую память на фоне закрепощения и подавления всех телесных и духовных сил ребенка. Реформы способствовали деградации как отдельных психических функций, так и психики и личности в целом, переходу на животный строй психики, на эволюционно низшие уровни жизни», - говорит он.- Что же делать?
- Базарный предложил собственную программу, которая учитывает интересы и способности детей. Дети не сидят за партами, а стоят за конторками. Могут свободно перемещаться по кабинету - сидеть, ходить. Свобода тела раскрепощает душу и дух, то есть мышление, воображение, чувства, творческие способности. Дети лучше развиваются интеллектуально и физически. Программа одобрена ученым советом Минздрава России. Минобразования тоже не возражает, но административным ресурсом ее не подкрепляет, статуса государственной не дает. Желающие могут внедрять эти программы за свои деньги.- Что делать родителям, чтобы уберечь своего ребенка от опасных информационно-психологических воздействий?
- Цензуры в нашем государстве нет. Поэтому нам самим нужно учиться методикам самозащиты или внутренней цензуры. Мы их разрабатываем более двенадцати лет. На сегодня предлагаем трехэтапный алгоритм самозащиты, основанный на биопсихосоциальной структуре человека, с признанием жесткой иерархии масштабов и приоритетов потребностей человека - от биологических через социальные к духовным. Первый этап - экзистенциальный, состоит в определении потребности, которую актуализирует информационное воздействие. Второй этап - социально-психологический, заключается в определении стратегии поведения, которую «навязывает» информационно-психологическое воздействие. Третий этап - психиатрический, предполагает определение варианта психического или поведенческого расстройства, которое запрограммировано в информационно-психологическом воздействии. Объяснить алгоритм и научить им пользоваться можно за пять минут с упражнениями на конкретных примерах. - В одной из своих книг вы пишете, что даже музыка может вызвать изменение сознания у человека и толкнуть на самоубийство...
- Да, действительно. Особенно опасны так называемые аудионаркотики. По интернету рассылаются файлы, после прослушивания которых появляется чувство эйфории. Направленные в уши звуки разных частот, ритмов вызывают бинауральный эффект, и это действительно может определенным образом влиять на сознание. Это даже не вещества, а просто информация. Доставать психотропные вещества сейчас нелегко, а вот за интернетом контроля нет. Как, впрочем, и за музыкой.- Правда ли, что все болезни от нервов?
- Сейчас научно доказано, что большинство заболеваний имеет психосоматическую природу: бронхиальная астма, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, язва желудка, нейродермит. Большинство пациентов соматических стационаров и поликлиник имеют те или иные психические проблемы. В идеале с каждым «обычным» больным должен работать психотерапевт, но до этого, думаю, еще далеко. Здоровье психическое сейчас в гораздо большей опасности, чем соматическое. Не ждите, что кто-то придет и все исправит. Такого счастья можно не дождаться. Самозащиту психического здоровья пора начинать безотлагательно.

news_right_column_240_400