Тепло и электричество - блага, ставшие привычными современному человеку. Мы их не видим, но явственно ощущаем, особенно в условиях ограниченности ресурсов. Подорожали сыр и хлеб - виноваты цены на нефть. Сегодня недостаточно просто располагать природными запасами, которые истощаются и дорожают по мере непрерывного роста потребностей, - необходимо рационально их использовать. Перед человечеством угрожающе замаячил призрак глобального потепления. Появились такие понятия, как возобновляемые, природные, экологичные источники энергии, тратятся огромные средства на научные разработки в области энергосберегающих технологий.
За примером далеко ходить не надо. Обратимся к нашей республиканской гордости - нефти. Темпы развития экономики Татарстана многие годы определялись темпами нефтедобычи. Уже добыт третий миллиард «черного золота», специалисты заговорили о пятом и даже шестом миллиарде. Тем не менее сегодня во всех докладах Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева о состоянии республиканской экономики звучат слова о необходимости скорейшего уменьшения ресурсной составляющей экономического роста Татарстана. В частности, в конце 2007-го на одном из заседаний правительства РТ подводились годовые итоги целевой программы «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006 - 2010 годы», получившей с легкой руки министра промышленности и торговли РТ Александра Когогина статус «конституции ресурсоэффективности» Татарстана. Главным индикатором программы является энергоемкость валового регионального продукта (ВРП) в разрезе отраслей. Наибольший показатель - у «нефтянки».
По мнению директора ГУ «Центр энергосберегающих технологий РТ при Кабинете министров РТ» Евгения Мартынова, в Татарстане сегодня сформирована целостная система регулирования энергоресурсов. Помимо целевой программы, существует соответствующий закон, позволяющий создавать государственно-частные партнерства в области энергоэффективности. Имеется система методической, налоговой, квалификационной поддержки деятельности. Кроме того, в республике планируется внедрить программу так называемой альтернативной (нетрадиционной) энергетики.
В следующем году ожидается вступление России в ВТО. Будет ли нашей стране от этого больше пользы, чем вреда, - до сих пор остается предметом дискуссий экспертов. Однако факт остается фактом. Одним из ключевых моментов является цена российских энергоресурсов: экспортируемых в Европу, в страны ближнего зарубежья и на внутренний рынок. Несмотря на видимое экономическое благополучие, для старушки Европы вопросы стоимости и рационального использования импортируемой энергии углеводородного происхождения являются жизненно важными. И если мы пока еще можем диктовать покупателям ту цену, что выгодна именно нам, России, от члена ВТО Евросоюз энергодиктатуру вряд ли стерпит. Россия должна будет соблюсти не только ценовые, но и определенные технологические условия - в части используемого оборудования. Но европейцы не спешат делиться своими технологиями в этой области и взращивать конкурентов.
КСТАТИ По данным Всемирного энергетического совета, при сохранении современных темпов роста энергопотребления (2% в год) к 2035 г. потребление энергии возрастет в 2 раза, а к 2055 г. - в 3 раза. Сегодня 20% населения Земли, что живут в промышленно развитых странах, потребляет более 80% мировых ресурсов. На долю нефти приходится 38% промышленного потребления топлива, на долю природного газа - 20% и около 30% - на долю каменного угля, который является «грязным» топливом: его добыча и сжигание наносят большой вред окружающей среде. Львиную долю остальной энергии дают атомные электростанции. Мировая кратность запасов, т.е. отношение остаточных запасов к текущей добыче, составляет для нефти максимум 50 - 60 лет, для газа - 70 лет, для угля - 200 - 500 лет. Но если иметь в виду прогноз темпов потребления для 2030 года, когда на Земле будет жить около 10 млрд человек, эти сроки сократятся до приблизительно 29 лет.
С другой стороны, даже с учетом всего российского природного богатства наш внутренний рынок не сможет долго оставаться вне среднерыночной цены на энергоносители. Об этом все чаще заявляют на отраслевых международных конференциях представители руководства российских естественных монополий в области энергетики. Как прозвучало в минувшем году в одном из докладов заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Александра Ананенкова, сейчас российский рынок начинает реагировать на цену, задумываться об энергосбережении. В частности, постановление правительства РФ ?333 от 28 мая 2007 года устанавливает новый порядок формирования оптовых газовых цен - за счет обеспечения равной доходности поставок на внешний и внутренний рынки к 2011 году.
У России нет иммунитета от энергетического кризиса. Евгений Мартынов уверен, что тот нефтяной кризис, с которым Европа столкнулась в 70-х годах, может накрыть и Россию - если мы не изменим отношения к энергоресурсам. Галопирующие цены на энергоносители уже сегодня ложатся тяжким бременем на население и бизнес, их удешевления ждать не стоит. Весьма вероятно, что где-нибудь к 2010 году россиянин позабудет, что такое лежать часами в ванне, не закрывая воду, и на режим жесткой экономии электричества перейдут вслед за пенсионерами все остальные слои населения. Остается надежда, что с ростом цены на энергоресурсы вырастет качество их поставки, усилится контроль технологического использования энергии, а энергосберегающие технологии станут нормой жизни.
Возможно, перемены пойдут на пользу нашему потребительскому сознанию. Специалистам знаком такой термин, как синергетика, - он означает согласованное действие в условиях феномена самоорганизации. В том числе и такое - сколько электроэнергии можно дополнительно произвести, сэкономив несколько литров воды. Или такое - как быстро можно оставить планету без атмосферы, увеличив потребление мяса. Не зря эзотерики называют наш мир единым энергетическим пространством. И согласно закону сохранения энергии, чем больше мы потребляем этот ресурс, тем больше он где-то копится в иной форме. Пока не достигнет критической массы, чтобы обрушиться на наши головы.