Владислав Хабаров: Чем больше человек знает о войне, тем меньше у него желания подражать фашистам

Пожалуй, каждый житель постсоветского пространства помнит, с чем связана дата 22 июня. В память о событиях 1941 года повсеместно проводятся различные мероприятия. Так, в Брестской крепости ежегодно воссоздаются сражения первых дней войны.

news_top_970_100

В Татарстане также уже несколько лет реконструируют легендарную оборону крепости. Как это происходит, рассказали заведующий научно-реконструкторским отделом Национального музея РТ, руководитель военно-исторического клуба «Витязь» Владислав Хабаров и заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., руководитель военно-исторического клуба «Казанский рубеж» Александр Александров.

Альвидино и Брест связала память о герое

Почему в Татарстане реконструировали оборону Брестской крепости?

В.Х: Военные игры «Элбэдэн» проводятся в деревне Альвидино Пестречинского района. Именно там родился и провел детские годы Герой Советского Союза, майор Петр Михайлович Гаврилов. Он руководил обороной Восточного форта Брестской крепости, который продержался дольше всех, а Петр Михайлович впоследствии был официально объявлен последним защитником Брестской крепости. Он был взят в плен после боя.

Какие события были воссозданы?

В.Х.: Кульминацией фестиваля стала серия реконструкций боев Великой Отечественной войны. Военные игры «Элбэдэн» проводятся с 2019 года. В прошлом году они произвели фурор. Было решено провести не один бой, а сразу три. При этом первый из них проводился в четыре часа утра – время начала Великой Отечественной войны. Честно сказать, его мы проводили для себя, не ожидали, что в такой ранний час соберутся зрители. Но, придя на берег реки Меши, мы встретили толпы людей.

Владислав Хабаров
Фото: © Михаил Фадеев 

В чем фишка татарстанского фестиваля?

В.Х.: Мы постарались отличаться от реконструкции, проводящейся в Брестской крепости, поэтому сосредоточились на событиях, связанных с майором Гавриловым. Нам было важно, чтобы у гостей фестиваля не оставалось тягостного осадка. Как бы героически ни сражались защитники крепости, она была взята. Хотелось завершить историю жизнеутверждающе.

Поэтому реконструкция третьего боя воссоздавала часть операции по освобождению Брестской крепости в 1944 году. В 1941 году в ней было спрятано Красное знамя 368-го зенитного батальона. Нашли его только после войны, но мы позволили себе некоторую вольность в пересказе событий. В нашей реконструкции знамя было водружено над крепостью в 1944 году.

А.А.: Действительно, хочется напомнить – фашисты тогда победили, но не навсегда. Советские войска вернутся.

Насколько масштабным получился фестиваль в Альвидино?

В.Х.: Мы собрали множество участников из Поволжья, Санкт-Петербурга, Омска, Томска, Казахстана. В общей сложности в боях участвовало более 300 человек и 12 единиц боевой техники. При этом мы реконструируем не только бои, но и быт фронта и тыла Великой Отечественной войны. Например, работу санчасти, почтового отделения, узла связи.

После военных игр в Татарстане вы отправились в Брест…

В.Х.: В Альвидино есть дом-музей Петра Гаврилова, в этом году 22 июня у него был установлен бюст героя. Мы в это время были в Бресте. Именно там, на гарнизонном кладбище, был похоронен Петр Михайлович. На его могилу мы возложили цветы, выращенные у музея в Альвидино, вместе с землей с его малой родины. Причем это было сделано в тот момент, когда Президент РТ открывал бюст.

А.А.: Хочу заметить, что совсем недавно Восточный форт, находящийся за пределами мемориальной зоны крепости, был в весьма плачевном состоянии. Какое-то время там даже находился автосервис. Но два года назад при поддержке Минобороны РФ там был открыт музей. И он действительно классный.

В.Х.: Реконструкция в Бресте проходила напротив Гавриловского капонира – того самого, где взяли в плен Петра Михайловича. Хочу заметить, что по масштабам мы уже превзошли реконструкцию в Брестской крепости. Хотя, конечно, исторические декорации захватывают. Это такие места, что за сердце хватаешься и слезы наворачиваются.

Фанаты и хранители истории

В чем смысл реконструкции истории?

В.Х.: Реконструкторское мероприятие отличается от исторического шоу точностью воспроизведения материальной культуры. Девиз такой: «Если бы мы попали в прошлое, то нас нельзя было бы отличить от местных». Униформа, снаряжение и вооружение как Красной армии, так и вермахта крайне детально воспроизводятся, вплоть до рифления подошвы и швов.

А откуда берется оружие?

В.Х.: В России до сих пор в большом количестве продается охолощенное оружие. Это оригинальное оружие складского хранения, которое было списано. С его помощью нельзя стрелять боевыми патронами. Реконструировать вермахт сложнее – купить оригинальное оружие непросто. В некоторых случаях советское оружие внешне переделывается под реплики немецкого. Например, внутри MG-34 может скрываться РПД.

Наверняка с техникой дела обстоят сложнее.

В.Х.: Техника делится на два типа. Первый – восстановленные образцы. В частности, в Альвидино для нас были доставлены оригинальные Т-34 и СУ-100, дошедшие до наших дней. Да, их не было у Брестской крепости, но они способствовали воссозданию событий войны. За это спасибо Казанскому танковому училищу. Оригинальную технику, произведенную в те времена, достать почти невозможно. Берется близкий автомобиль или трактор, а на его основе делается рама-бронекапсула иной техники немцев. Так, в нашем клубе есть реплика немецкого броневика на раме «шишиги». Аналогичным образом в других клубах делают пушки. Есть еще такое оборудование – газ-шутинг, оно создает выстрел без пороха.

Насколько достоверной получается картина воссоздаваемых событий?

А.А.: Существуют разные типы исторических фестивалей по степени погружения. Запрещены современные вещи, предметы. Находиться в лагере следует в аутентичном виде. На некоторых фестивалях даже проверяются документы красноармейца.

Александр Александров 

Фото: © Михаил Фадеев 

В качестве образца выбирается конкретное воинское подразделение?

В.Х.: Наш клуб реконструирует 334-ю стрелковую дивизию, сформированную в Казани в августе 1941 года, а если точнее – 447-й саперный батальон. Дивизия героическая, прославленная. Воевала до 45-го года, ни разу не отступала и не была разбита.

С таким серьезным подходом непросто смотреть историческое кино?

А.А.: Мы уже не можем спокойно смотреть исторические фильмы – очень уж много ляпов и искажения истории.

В.Х.: Кстати, найти такие ляпы можно даже в признанной классике. Например, в «Белом солнце пустыни» Петруха ходит в гимнастерке 35-го года, Сухов – вообще 43-го. Но если фильм хороший, то придираться совсем не хочется.

История как лекарство от «грязи» в голове

- Реконструкторам приходится перевоплощаться и в фашистов…

В.Х.: Мы стараемся не выступать в роли фашистов за пределами Татарстана. Но, когда принимаем фестивали дома, перевоплощаемся и в роли врагов.

А.А.: Для меня в свое время было полным разрывом шаблона увидеть давнего знакомого в форме врага. В голове не укладывалось. Прямо-таки праведный гнев кипел. Реконструкцией я занимаюсь 5 – 6 лет, но у меня 18-летний стаж поисковой деятельности. Для меня образ солдата вермахта – это образ врага. Позже, когда я приобщился к реконструкции, такой реакции уже не было.

Надо не забывать, что это игра, театр. У нас есть знакомый, который крайне артистично отыгрывает мерзкого фашиста. Зрители его буквально убить готовы. Но это лишь образ, он нужен для достоверности.

Часто ли в вашей среде появляются новички?

А.А.: Многие, посмотрев на реконструкции, хотят приобщиться к ним.

В.Х.: Но комплект формы, обмундирование и оружие стоят дорого. Самый дешевый обойдется в 20 тысяч рублей. Оружие – в 50 – 60 тысяч. Но мы даем возможность новичкам побывать на фестивале в клубном комплекте. Реконструкцией занимается и молодежь, однако чаще это люди за 30.

Чаще реконструкторами становятся люди в возврасте за 30 лет. 

Фото: © Михаил Фадеев 

Почему важно знакомить людей с историей?

В.Х.: Чем больше человек знает, тем меньше он стремится к экстремизму. Чем глубже молодой человек погружается в контекст Великой Отечественной войны, тем меньше у него желания подражать вермахту, тем больше осознания величия подвига советского народа. В свое время ветеран войны Павел Клетнев благодарил нас за то, что мы даем возможность людям лицезреть образ ветеранов не в виде стариков, а молодых и сильных солдат, защищающих Родину.

А.А.: Реконструкция учит молодежь самостоятельности даже в вопросах элементарного самообслуживания. Но главное – образование. Прежде чем приступить к воссозданию чего-то, это нужно изучить. Ребята втягиваются, сами готовят лекции и проекты. История им интересна.

news_right_column_240_400