Водительское братство: миф или реальность?

Есть такой неписаный закон у водителей со стажем: если видишь, что кому-то из коллег нужна на дороге помощь, остановись, узнай. И если это в твоих силах, окажи содействие. Все просто, как в Библии: сегодня поможешь ты, завтра - тебе!

news_top_970_100

Опрос. Такие письма читать, конечно, приятно. Но много ли благородных людей встречается нынче на наших дорогах? Наш корреспондент опросил на эту тему десятка два казанских водителей - знакомых и не очень. Большинство заявили, что горячо одобряют идею такого братства. А также поведали, что слышали немало историй об отзывчивых людях на дороге: кому-то литр бензина в пустой бак плеснули, кому-то мотор помогли запустить, а кого-то на буксир взяли и плату не потребовали. Но, к сожалению, среди моих собеседников не нашлось ни одного, кто лично был свидетелем этих героических, по нашим временам, поступков или сам когда-либо совершал их.

А вот водитель-дальнобойщик Руслан Забиров, еженедельно гоняющий большегрузные фуры в ближнее зарубежье, и был, и совершал.

- На дороге без водительской взаимовыручки нельзя, - считает он. - Мало ли что может случиться в пути: крупная или мелкая поломка, прокол колес или, не дай Бог, в серьезное ДТП угодишь. Без участия и помощи коллег не обойдешься. Я лично не раз убеждался, что на дальней трассе такую помощь от братьев-водителей всегда получу, и сам всегда к ней готов. Не раз коллеги выручали меня, да и мне приходилось. Думаю, в норме так и должно быть.

МНЕНИЕ одного из первых казанских таксистов Шамиля Исхакова:

- Когда я начинал работать, в городе было всего восемь машин с шашечками. Все мы хорошо знали друг друга и были, скажу без преувеличения, как родные. Если у кого в дороге поломка приключилась, он твердо знал, в беде его не оставят. Тогда ведь автосервисов не было. Водителям приходилось самим и резину клеить, и ремонт делать. А если у тебя чего-то не окажется под рукой, например, монтировки, тебе ее даст любой проезжающий. Не будет даже дожидаться, пока ты ее вернешь: «Встретимся на дороге - отдашь». Вот так было. Теперь, к сожалению, на дороге, как и в жизни, иные порядки: каждый сам за себя.

Испытано на себе. Что правда, то правда. Года полтора назад, когда у моей старенькой «окушки» заглох мотор на матюшинской трассе, я решил прибегнуть к помощи тех коллег-водителей, которые в отличие от меня умеют не только управлять автомобилем, но и разбираются в поломках. Но то ли они нынче вообще перевелись, то ли мне просто не повезло в тот день, но возле моей машины, призывно подававшей сигнал аварии, не остановился ни один представитель водительского братства. Лишь инспектор ДПС, проезжавший по своим казенным делам, поинтересовался, что случилось, и даже проделал какие-то таинственные манипуляции с карбюратором моего авто.

- Похоже, без буксира не обойтись, - сделал он заключение. - Голосуйте, может, кто-нибудь поможет. А еще лучше - позвоните знакомым, так верней будет.

Тогда я был готов расцеловать инспектора за то, что под его официальным милицейским мундиром обнаружилась душа, проявившая участие и сострадание к беде другого.

- А я уже давно ни на какое братство не надеюсь, - признался коллега из другой городской газеты, водительский стаж которого недавно перевалил за 30 лет. - Мне приходится еженедельно ездить к родителям в один из дальних районов Татарстана. Не приведи аллах сломаться на трассе - никто не поможет! Недавно я едва не замерз, голосуя, чтобы меня кто-нибудь взял на буксир. А если беда случится ночью, то шансов на помощь вообще нет. Выход один: внимательно следить за своей машиной, вовремя заниматься профилактикой да ездить аккуратно.

Комментарий. Озабоченность низкой культурой вождения и поведения на дорогах города и республики выразил на одном из брифингов и начальник Управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов:

- Немало еще у нас таких водителей, которые не уважают ни пешеходов, ни друг друга. Грубые обгоны, опасные подрезания, выезд на встречную полосу, игнорирование сигналов светофоров и многое другое - все это, к сожалению, стало нормой вождения иных автолюбителей. Разумеется, все это влияет и на безопасность движения...

Вывод. Лично я считаю, сегодня уже мало кто сомневается в том, что подлинное водительское братство, о котором когда-то слагали легенды, кануло в Лету. Мигание фарами на трассе в знак предупреждения об очередной засаде гаишников не в счет. Это явление, на мой взгляд, из другой оперы. Предупреждая явного нарушителя, мы позволяем ему дольше оставаться безнаказанным. Это ведет к тому, что рано или поздно этот лихач станет причиной очередного ДТП, в котором могут пострадать и те, кто сердобольно подмигивал ему фарами, и их родные или друзья. На Западе вам не подмигнет ни одна машина, а если вы превысите скорость на трассе, любой из встречных водителей сообщит о вашей опасной езде на ближайшем посту дорожной полиции. Но если вы остановитесь на дороге и включите аварийный сигнал, ни одна машина не проедет мимо. Если, конечно, за рулем не будет новых русских.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100