В экспозиции представлено более двух тысяч экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа - археологических находок начиная с I тысячелетия до новой эры до ХIII века - времен Чингисхана. Коллекция подобных редкостей собиралась еще во времена Петра I. Все это материальные следы самобытной цивилизации кочевников, облюбовавших огромную территорию - от степей Причерноморья до западных границ Китая.
Так уж устроен человек: ведущие непривычный ему образ жизни кажутся «неправильными». Следуя такой логике, оседлые соседи считали кочевников дикими примитивными варварами. Эти представления усугублялись войнами и грабительскими набегами степняков. На взгляд европейцев, цивилизация всегда подразумевает расцвет городов, желательно с каменной архитектурой, жесткую государственность и памятники письменности. Но варианты развития человеческого сообщества многообразнее. Сложнее, чем просто антагонизм, были связи между народами оседлыми и кочевыми, а доля последних в общечеловеческой копилке знаний, технологий и искусства оказалась весьма значительна. Немало для изучения истории и культуры обитателей евразийских степей сделал замечательный ученый Лев Гумилев, изменивший устаревшие стереотипы мнений по этому вопросу.
Главным источником информации о древних степных обитателях, поскольку письменность у кочевников появилась поздно, остается археология, основными объектами раскопок являются древние курганы, в которых древние кочевники хоронили своих умерших.
О легендарных скифах, кочевавших в причерноморских степях еще до Рождества Христова, писали древнегреческие историки. Известно, что для степняка во все времена главной ценностью были кони и оружие. Скифы даже считали, что их главный бог воплощен в боевом мече, и молились перед вонзенным в землю бронзовым клинком как перед идолом. К тому же в эпоху бронзы металл был чрезвычайно дорог, покупался через посредников или добывался в бою. То, что даже рядовой воин в могилу отправлялся с оружием, говорит о представлениях степняков о загробной жизни. Эти клинки, источенные временем, мы видим теперь на стендах выставки.
Великую ценность в те времена мог представлять и большой, ведра на полтора, бронзовый котел на треножнике с фигурками оленей. Но конечно основное внимание посетителей притягивает знаменитое золото скифов: переплетенные фигурки борющихся животных, сцены охоты - таинственный звериный стиль. Когда в Европе впервые увидели скифские украшения, это произвело сенсацию.
Удивительна общность художественной культуры, распространившейся на огромные расстояния. Как бы ни назывались кочующие племена того времени, везде, от Днепра до Байкала, прослеживается единый стиль. В Тыве, в кургане Аржан-2, были найдены богатые захоронения мужчины и женщины. На выставке можно увидеть манекены в воссозданных учеными погребальных костюмах «царской пары». Выглядят они, как персонажи фильма-фэнтези: алые плащи усеяны золотыми бляшками в виде фигурок пантеры - как у скифов. Костюм вождя невольно заставляет вспомнить фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза». Помните, там статус преуспевающих чатланцев обозначали желтые штаны, а самые крутые «мены» носили красные. Так вот вождь кочевников носил штаны золотые, сплошь расшитые крошечными, около миллиметра в диаметре, золотыми колечками. Кстати, сей предмет гардероба европейцы позаимствовали у всадников-степняков. Античные народы считали подобную одежду варварской, но жившие в седле кочевники просто не могли без штанов обходиться.
Большая часть конской упряжи, навыки обращения с лошадьми и древние породы коней - это тоже наследие степной цивилизации. На Алтае в захоронении, попавшем в ледяную линзу, сохранился головной убор вождя - шедевр из фантастически обработанной кожи. По краю бегут крошечные олени. Тут же остаток сапога - снова виртуозно расшитая кожа. Вот из какой древности тянутся традиции работы с этим материалом, унаследованные древними булгарами вместе с другими обычаями предков-степняков!
Скифов в южнорусских степях в начале нашей эры сменили сарматы, и богатейшее «приданое» сарматской царицы-жрицы из кургана Хохлач тоже представлено на выставке. В середине I тысячелетия в степях уже главенствовали тюркоязычные племена. От них остались каменные бабы - поминальные памятники погибшим воинам. Там часто присутствует изображение все того же клинка - главного достояния воина, и чаши, игравшей важную роль в ритуалах. И то же имущество - оружие, сосуды, конская упряжь, сопровождало кочевника при погребении. А в женских могилах находят бронзовые зеркала и украшения, подобные тем, что носит монументальная половецкая баба на выставке.
У тюркских народов появляется письменность, некоторые начинают жить оседло, заниматься ремеслами, строить города. Создаются первые государственные объединения - каганаты. По типу Хазарского, в состав которого когда-то входили и древние булгары. Сокровища булгарского хана Кубрата можно увидеть в Тюркском зале.
Некоторые тюрки приняли ислам. А в ХIII веке приходит время монгольских завоеваний - империи Чингисхана, на какое-то время объединившей под властью степняков-кочевников земли Евразии и оказавшей большое влияние на их последующие исторические судьбы. Многочисленные кочевые племена шли через Великую степь сквозь века, воевали между собой и поглощали друг друга, торговали с оседлыми народами, роднились с ними и опять воевали... Они отличались друг от друга происхождением, языками и религией, но их объединял способ хозяйствования, присущий кочевому образу жизни, и воинственность, поэтому часто прослеживается общность вкусов и традиций. Кочевой и оседлый образ жизни в нашем сознании переплелись настолько, что их уже не разорвать.
Так уж устроен человек: ведущие непривычный ему образ жизни кажутся «неправильными». Следуя такой логике, оседлые соседи считали кочевников дикими примитивными варварами. Эти представления усугублялись войнами и грабительскими набегами степняков. На взгляд европейцев, цивилизация всегда подразумевает расцвет городов, желательно с каменной архитектурой, жесткую государственность и памятники письменности. Но варианты развития человеческого сообщества многообразнее. Сложнее, чем просто антагонизм, были связи между народами оседлыми и кочевыми, а доля последних в общечеловеческой копилке знаний, технологий и искусства оказалась весьма значительна. Немало для изучения истории и культуры обитателей евразийских степей сделал замечательный ученый Лев Гумилев, изменивший устаревшие стереотипы мнений по этому вопросу.
Главным источником информации о древних степных обитателях, поскольку письменность у кочевников появилась поздно, остается археология, основными объектами раскопок являются древние курганы, в которых древние кочевники хоронили своих умерших.
О легендарных скифах, кочевавших в причерноморских степях еще до Рождества Христова, писали древнегреческие историки. Известно, что для степняка во все времена главной ценностью были кони и оружие. Скифы даже считали, что их главный бог воплощен в боевом мече, и молились перед вонзенным в землю бронзовым клинком как перед идолом. К тому же в эпоху бронзы металл был чрезвычайно дорог, покупался через посредников или добывался в бою. То, что даже рядовой воин в могилу отправлялся с оружием, говорит о представлениях степняков о загробной жизни. Эти клинки, источенные временем, мы видим теперь на стендах выставки.
Великую ценность в те времена мог представлять и большой, ведра на полтора, бронзовый котел на треножнике с фигурками оленей. Но конечно основное внимание посетителей притягивает знаменитое золото скифов: переплетенные фигурки борющихся животных, сцены охоты - таинственный звериный стиль. Когда в Европе впервые увидели скифские украшения, это произвело сенсацию.
Удивительна общность художественной культуры, распространившейся на огромные расстояния. Как бы ни назывались кочующие племена того времени, везде, от Днепра до Байкала, прослеживается единый стиль. В Тыве, в кургане Аржан-2, были найдены богатые захоронения мужчины и женщины. На выставке можно увидеть манекены в воссозданных учеными погребальных костюмах «царской пары». Выглядят они, как персонажи фильма-фэнтези: алые плащи усеяны золотыми бляшками в виде фигурок пантеры - как у скифов. Костюм вождя невольно заставляет вспомнить фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза». Помните, там статус преуспевающих чатланцев обозначали желтые штаны, а самые крутые «мены» носили красные. Так вот вождь кочевников носил штаны золотые, сплошь расшитые крошечными, около миллиметра в диаметре, золотыми колечками. Кстати, сей предмет гардероба европейцы позаимствовали у всадников-степняков. Античные народы считали подобную одежду варварской, но жившие в седле кочевники просто не могли без штанов обходиться.
Большая часть конской упряжи, навыки обращения с лошадьми и древние породы коней - это тоже наследие степной цивилизации. На Алтае в захоронении, попавшем в ледяную линзу, сохранился головной убор вождя - шедевр из фантастически обработанной кожи. По краю бегут крошечные олени. Тут же остаток сапога - снова виртуозно расшитая кожа. Вот из какой древности тянутся традиции работы с этим материалом, унаследованные древними булгарами вместе с другими обычаями предков-степняков!
Скифов в южнорусских степях в начале нашей эры сменили сарматы, и богатейшее «приданое» сарматской царицы-жрицы из кургана Хохлач тоже представлено на выставке. В середине I тысячелетия в степях уже главенствовали тюркоязычные племена. От них остались каменные бабы - поминальные памятники погибшим воинам. Там часто присутствует изображение все того же клинка - главного достояния воина, и чаши, игравшей важную роль в ритуалах. И то же имущество - оружие, сосуды, конская упряжь, сопровождало кочевника при погребении. А в женских могилах находят бронзовые зеркала и украшения, подобные тем, что носит монументальная половецкая баба на выставке.
У тюркских народов появляется письменность, некоторые начинают жить оседло, заниматься ремеслами, строить города. Создаются первые государственные объединения - каганаты. По типу Хазарского, в состав которого когда-то входили и древние булгары. Сокровища булгарского хана Кубрата можно увидеть в Тюркском зале.
Некоторые тюрки приняли ислам. А в ХIII веке приходит время монгольских завоеваний - империи Чингисхана, на какое-то время объединившей под властью степняков-кочевников земли Евразии и оказавшей большое влияние на их последующие исторические судьбы. Многочисленные кочевые племена шли через Великую степь сквозь века, воевали между собой и поглощали друг друга, торговали с оседлыми народами, роднились с ними и опять воевали... Они отличались друг от друга происхождением, языками и религией, но их объединял способ хозяйствования, присущий кочевому образу жизни, и воинственность, поэтому часто прослеживается общность вкусов и традиций. Кочевой и оседлый образ жизни в нашем сознании переплелись настолько, что их уже не разорвать.