Враг сырьевой экономики - технический прогресс

В рамках информационно-образовательной программы лекций Роснано директор по развитию сотрудничества Фонда инфраструктурных и образовательных программ Леонид ГОЗМАН встретился со студентами Казани, а еще нашел время для разговора с «КВ».

news_top_970_100
- Леонид Яковлевич, по вашему признанию, вы любите заниматься трудными, на первый взгляд неосуществимыми проектами...
- Это действительно так. Много раз я влезал в такие проекты, несмотря на протесты ближайшего окружения. То, чем занимаюсь сейчас, - это mission impossible. Мы создаем новую отрасль из ничего. Дело это трудное, но необходимое для страны. Я уже говорил студентам: именно сейчас, сегодня перед нами стоит «интересный» выбор: либо создавать инновационную экономику, избавляться от зависимости от сырья, либо... Второй вариант пессимистичен. Это ведь просто какое-то проклятие, что мы столетиями продаем сырье и закупаем продукты глубинной переработки. А главный враг для сырьевой экономики - технический прогресс...
- Прогресс может быть врагом?
- Да, именно. Судите сами: если по мировым дорогам будут ездить автомобили, которые потребляют не девять литров бензина на километр, а, допустим, три (эта задача поставлена Евросоюзом), это означает, что все будут потреблять в три раза меньше бензина и спрос на него упадет.
- А что до этого мешало вплотную заняться созданием новой экономики? На мозги-то Россия никогда не жаловалась...
- Есть две сферы, наладить взаимоотношения между которыми довольно сложно: это наука и бизнес-производство. В России всегда была сильная наука. Издавна у нас очень сильные ученые. Но слабым звеном веками была и пока остается именно коммерциализация - внедрение в практику того, что было придумано. У нас могли изобрести какую-то совершенно замечательную штуку, которую потом внедряли почему-то совсем в другом месте. Мне за примером далеко ходить не надо: мой отец много чего полезного придумал, но из всего этого использованы единицы его изобретений. Роснано была создана для того, чтобы то, что придумывается здесь, здесь же и работало. Более того, если это даже где-то придумано, пусть работает у нас. 
- Есть ли какая-то измеримость у поставленной перед компанией цели, у желаемого результата?
- Правительство, решая вопрос о создании ОАО «Роснанотехнологии», обозначило контрольные цифры: к 2015 году объем продаж нанотехнологической продукции должен составить 900 млрд рублей. Обратите внимание: именно продаж! Можно произвести много продукции, которая никому не будет нужна и которую никто не возьмет. По большому счету, по-настоящему сделано только то, что продано. Цикл продукта завершается стадией продажи. Поэтому неважно, сколько сделано, например, «яблочных» мобильных, - важно, сколько их продано. Сегодня мы находимся на 73-м месте в мире по уровню инновационного развития. Работы много...
- Что в первую очередь нужно сделать России, чтобы повысить свое место в этом рейтинге?
- Нужно образование, а с этим у нас как раз неплохо. Проблема в другом. В стране необходимо создавать достойные условия жизни для тех, кто делает новую экономику. Сегодня границы открыты, и их уже никто не сможет закрыть. Все территории конкурируют в борьбе за высококлассных специалистов. И у кого есть что предложить, тот этих специалистов и получает. Россия пока проигрывает. Нам надо добиться того, чтобы талантливый мальчик или девочка, закончив вуз в Татарстане, здесь же и оставался. Пока же молодежь стремится в Германию и Америку. В Силиконовой долине на нескольких десятках квадратных миль придумывается и создается половина всего в мире. А там мы постоянно слышим русскую речь. Наши соотечественники хорошо там зарабатывают, но развивают экономику США.
Нам нужна законодательная база, развитие защитных механизмов интеллектуальной собственности, изменение таможенных правил, нужна политическая воля. Нам необходимо политическое развитие. Те явления, которые у нас есть сейчас, к сожалению, несовместимы с инновационной экономикой. 
- Какова цель ваших лекций?
- Их две. Первая - добиться того, чтобы молодые люди понимали, что такое нанотехнологии вообще, их перспективу и что такое есть наша компания. Мы хотим взаимопонимания, нам нужны помощники. Ведь по сути того, что мы сейчас создаем, не было. Мы должны сделать невозможное за короткий срок. А вторая... Мы хотим, чтобы на лекциях кто-то понял, что нанотехнологии - это шанс для него. Хочешь разбогатеть? Разбогатей не на том, что ты что-то украл, а на том, что ты что-то придумал. Талантливых, классных ребят очень много, но им нужна достойная мотивация. 

news_right_column_240_400