«Художник должен быть голодным - это заблуждение»

news_top_970_100
Автор фото: Фото предоставлены Ильясом АЙДАРОВНЫМ, Олегом Маковским

Два художника, два мира: романтические портреты, пейзажи Ильяса Айдарова и серия работ Валерия Архипова по мотивам русских народных сказок и цикла «Провинциальные истории» - акварельные истории из нашей жизни, каждая из них может стать сюжетом доброго, остроумного, ироничного фильма. Работы можно увидеть на выставке, открывшейся в казанской галерее «Дом Art». Также там представлены ювелирные украшения из стекла в технике фьюзинг, сделанные супругой Ильяса Айдарова - Полиной, и несколько картин их сына Даниэля. 

Гости из Москвы побывали на дружеском чаепитии в редакции «Казанских ведомостей».

Для любой картины найдется свой покупатель

- Вы успешные, востребованные художники. В чем, по-вашему, секрет успеха художника в современном мире?

Ильяс Айдаров: 
- Мне повезло: мои вкусовые параметры, видимо, правильно настроены. То, что я делаю, людям нравится. По крайней мере, разговаривая с заказчиком, всегда стараюсь узнать человека получше, почувствовать его, так сказать. И тогда, оказавшись с человеком на одной волне, приступаю к выполнению работы. Может, в этом и заключается мой секрет...

Валерий Архипов:
- Как продать работу? Таких рецептов нет, никогда не было и не будет. Ни у кого. У меня были разные периоды в жизни, но я всегда знал, что для любой картины рано или поздно найдется свой покупатель. Так и происходит. Даже работу, на которой ты уже поставил крест, вдруг покупают. А еще я заметил странную закономерность: у тебя есть картина, с которой ты не хочешь расставаться, поэтому стараешься убрать ее подальше. Но часто случается так, что покупатели обращают внимание именно на нее и в итоге их выбор падает на эту работу. 

Говорят, художник должен быть голодным. Это заблуждение. Художник должен быть материально обеспечен, чтобы приобретать холсты, необходимые материалы, краски, кисти. У него должна быть возможность работать, выставляться, и уже потом общество может требовать от художника отдачи. 

Когда кто-то заявляет: «Я свободный художник» - это неправда. Свободы нет ни у кого - ни у художника, ни у кого другого. Мы все живем в социуме, в определенных рамках. 

- Нужен ли художнику агент или менеджер? Ведь не каждый талантливый человек может организовывать выставки, продавать свои работы.

Валерий Архипов:
- Для того чтобы продавать картины, нужен хороший вкус, творческое чутье. Художник может быть талантливый, но не ту тему выбирает и гордо заявляет, что зрители ему не нужны, что он рисует для себя. Но зачем рисовать для себя? Зачем тратить немаленькие деньги на холсты, краски, кисти, другие материалы? Зачем писать и потом прятать свои картины под стол? Зачем тратить на работу «для себя» самое дорогое, что у нас есть, - время? Время - это то, что невозможно вернуть ни за какие деньги. Художник должен показывать свои работы, и чем чаще он показывает их в разных аудиториях, тем лучше. 

Выставочный зал в настоящем космосе

- Ильяс Сайярович, как ваши работы попали в космос?
- Однажды на московской выставке познакомился с космонавтом Сергеем Залетиным. У нас возникла идея: почему бы не отправить на МКС несколько моих работ? Сергей сказал: главное, чтобы работы были небольшие. Приближалось 1000-летие Казани. Я сделал несколько акварельных и карандашных пейзажей с достопримечательностями Казани, Болгара и портрет Минтимера Шариповича Шаймиева. И они улетели на МКС на корабле «Союз ТМА-1». Газеты писали, что Президент Татарстана Минтимер Шаймиев побывал в космосе! Потом у меня было еще несколько космических выставок. Работы на МКС возили Геннадий Падалка, Юрий Маленченко, Олег Котов, Салижан Шарипов. Там уже были городские пейзажи не только Казани, но и Москвы, Санкт-Петербурга, других европейских столиц.

«Земля в иллюминаторе видна»: портрет жены художника Полины Айдаровой побывал в космосе

Каждая работа, побывавшая в космосе, отмечена штампом МКС и личными печатями космонавтов, которые в то время были на борту. И эти работы всегда вызывают особое внимание у посетителей выставок на Земле. 

- Вы автор портретов многих известных людей, звезд эстрады, кино. Как работаете с ними? 
- Я не прошу их позировать. Пишу по фотографиям. Выбираю фотографии в разных ракурсах, с разным настроением, чтобы «поймать» и передать характер человека. 

А началось все с портрета Аллы Пугачевой. Когда моей дочери было лет 8, она была влюблена в Пугачеву, и я для дочки написал портрет ее любимой певицы. Портрет получился. Связался с Евгением Болдиным, который тогда был мужем Примадонны, сказал, что хочу подарить картину. Мне назначили время. Взял портрет, видеокамеру, и вместе с дочкой поехали на встречу с Пугачевой. Дочь увидела своего кумира живьем, онемела от восторга. Алла Борисовна посадила ее себе на колени, расспросила о жизни. 

Портрет Алле Борисовне понравился. Она была удивлена: «Все художники продают, а тут приехал подарить картину». Сарафанное радио быстро разнесло по Москве новость о необычном портрете. Свой портрет у меня заказал Филипп Киркоров, потом другие артисты, и так пошло-поехало...

В Париж - к Пьеру Кардену. В Казань - к Николаю Фешину

- Правда, что благодаря портрету вы познакомились и с легендарным модельером Пьером Карденом?
- Да, в 2009 году я написал портрет Пьера Кардена. В 2010 году он приехал в Москву. Мне позвонили из Российской академии художеств: «Портрет Кардена где? Что с ним? Завтра в честь Кардена торжественный прием. Есть возможность вручить ему твою работу». И я подарил портрет Кардену. Он искренне поблагодарил и сказал: «Меня много раз писали, но это первый портрет, где я сам себе нравлюсь». 

На следующий день ему улетать в Париж. Вопрос: как оформить картину на вывоз? Карден сказал: «А как можно отобрать у меня мое лицо?» И он прямо вот так с портретом в руках прошел через таможню. Позже Пьер Карден пригласил меня в гости в Париж, и я побывал у него в гостях. 

Пьер Карден признался, что портрет, написанный Ильясом Айдаровым, - первый портрет, на котором он сам себе понравился

- Валерий Валентинович, вы в Казани впервые? Почувствовали дух города?
- В Казани второй раз. Впервые побывал здесь в 1987 году, будучи студентом ВГИКа. Казань в то время была сумрачным, полутемным городом. Приехал, чтобы увидеть картины Николая Фешина - гениального художника. В Музее изобразительных искусств посетителей не было. В зале дежурила женщина-искусствовед. Я посмотрел экспозицию и попросил ее показать мне рисунки Фешина. Она удивилась, откуда я знаю про рисунки, но вынесла из фондов папку с его работами. Очень аккуратно, бережно перекладывала их и сказала, что я третий человек, который видит эти рисунки Фешина. Первый был Андрей Тарковский, второй - Валентин Гафт. Я рассказал эту историю председателю правления Союза художников Татарстана Альберту Шиабиеву, он выяснил имя той женщины-искусствоведа. И если будет такая возможность, мы бы с ней встретились. Современная Казань - красивый город, совершенно непохожий на Казань 35-летней давности. Здесь все изменилось... 

Ильяс Айдаров: 
- Да, мои друзья, знакомые, которые бывают в Казани, возвращаются в полном восторге. Я сам обязательно приезжаю сюда два-три раза в год - здесь у меня живут мама, старший брат, родственники, друзья. Меня сюда тянет. Это моя малая родина. 

- Ильяс Сайярович, вы представитель очень известной семьи... 
- Мой прадед Мутыгулла Тухватуллин усыновил осиротевшего маленького Габдуллу Тукая. И будущий великий поэт воспитывался в семье с моей бабушкой Галией Кайбицкой. Так что, говоря о теории рукопожатий, могу гордиться, что через одно рукопожатие с бабушкой Галией «жал руку» самому Тукаю. Кстати, в 2013 году, став лауреатом Тукаевской премии, я счел для себя очень важным продолжить благотворительную миссию, начатую моим прадедом. Он организовал медресе и большую часть жизни посвятил воспитанию и образованию детей. И маленький Габдулла там получал свои первые знания. Поэтому денежную часть премии Тукая я передал в дар детской художественной школе, которая дала мне старт и ту дорогу, по которой иду до сих пор.

Живопись - капризная дама, она не прощает невнимания к себе

- Сейчас много онлайн-курсов, на которых обучают рисовать в любой технике: карандаш, акварель, гуашь, масло. Как вы считаете, можно на таких курсах стать художником?

Валерий Архипов:
- Там можно получить только базовые знания. А чтобы стать художником, нужна постоянная практика, живое общение с мастером. В дистанционном обучении много нюансов. Например, трансляцию видеоурока смотрят 25 человек. Стартовые возможности у всех разные. Каждый ученик воспринимает информацию по-своему: кому-то нужно больше времени, чтобы усвоить материал, а кто-то схватывает все на лету... Здесь всегда важен индивидуальный подход к каждому ученику, а как этого добиться при дистанционном обучении? Подготовка художника - это штучное производство. Мы на очное обучение во ВГИК набираем не так много студентов: пять художников-постановщиков, пять художников по костюму, пять художников-мультипликаторов, пять художников-сценографов.

- Валерий Валентинович, а есть специфика в работе художника-постановщика кино? 
- Конечно есть. Обычный художник может позволить себе работать по принципу «Что хочу, то и пишу», а у художника-постановщика кино есть сценарий фильма, и мы не можем выходить за его рамки. Для нас изначально важен текст, эпоха, в которую разворачивается действие фильма. И наша работа - это не одна картина, а целая серия. Мы создаем своеобразный рассказ в картинках.

- Современные художники активно используют в своем творчестве всевозможные компьютерные технологии, видеоинсталляции, другие спецэффекты... 

Ильяс Айдаров: 
- Конечно, можно придумывать какие-то перформансы, видеоарты, чтобы привлечь зрителей, называть эти проекты современным искусством. Но это все надуманное и к настоящему изобразительному искусству отношения не имеет. Уверен, это все временное. Пройдут годы, сменятся поколения, и модная теперь компьютерная мишура осыпется. А настоящее искусство, как мы знаем, - вечно. Оно и останется с людьми навсегда!

Валерий Архипов:
- Это делается для того, чтобы привлечь в выставочные залы молодежь. Но не всегда удается оторвать ее от компьютеров, телефонов. 

Многие считают, что, используя компьютерные программы, можно стать художником. Но это совсем не так. Компьютер - это бездушная машина, это только инструмент. Живое творчество не заменят никакие суперсовременные программы. Живопись - изменчивая, капризная дама. Она не прощает невнимания к себе. Краски не убрал, кисти не промыл, не навел порядок в мастерской, засел за компьютер - она просто уходит…

Ильяс Айдаров родился в 1956 году в Казани. Прадед Ильяса - Мутыгулла Тухватуллин - имам, известный просветитель, который взял на воспитание восьмилетнего мальчика - Габдуллу Тукая. Дед Ильяса - известный оперный певец, актер Ситдик Айдаров, бабушка - легендарная певица Галия Кайбицкая. Две улицы в Казани носят их имена (улица Айдарова и улица Галии Кайбицкой). Отец - академик архитектуры Сайяр Айдаров. Ильяс Айдаров окончил Московский архитектурный институт. Академик Российской академии художеств, заслуженный художник РФ, народный художник РТ, заслуженный деятель искусств РТ. Его работы находятся в частных коллекциях в нашей стране и во многих странах Европы, Азии и Америки.

Имя Ильяса Айдарова внесено в Книгу рекордов Гиннесса как имя первого художника, чьи выставки состоялись в космосе - на борту Международной космической станции (МКС). 

Валерий Архипов родился в 1961 году в Потсдаме, Германия. Детство провел в Зеленограде. Его дед был краснодеревщиком, а отец - художником. Художественное образование получил в Москве, в Московском государственном художественном училище памяти 1905 г. После службы в армии поступил в Ленинградское ВХПУ им. В.И.Мухиной. Продолжил образование во ВГИКе, где получил профессию художника-постановщика фильмов. С 2009 года - декан художественного факультета ВГИКа, профессор. Как художник-постановщик на студии «Мосфильм» принимал участие в создании более 30 художественных фильмов. Заслуженный художник Российской Федерации. Академик Российской академии художеств. Его персональные выставки проходили в Италии, Германии, Франции, Америке, Иране, Ливане. Обладатель множества престижных призов и наград. Работы художника находятся в частных коллекциях России, за рубежом и во многих музеях мира.

  • Одна из работ Валерия Архипова из цикла «Недосказки»

    Одна из работ Валерия Архипова из цикла «Недосказки»

  • Ильяс Айдаров. Ревность

    Ильяс Айдаров. Ревность

  • Валерий Архипов. Сказка о золотой рыбке

    Валерий Архипов. Сказка о золотой рыбке

news_right_column_240_400