Я сравнил Казань и Барнаул...

Уважаемые читатели! Сегодня мы открываем новую рубрику - «Лучший опыт - в Казань!». Попытаемся сравнить Казань с другими городами - нашей страны, ближнего и дальнего мира за ее границами... Но вовсе не для того, чтобы показать, как хорошо у них и как плохо у нас. А чтобы вместе посмотреть и решить, какой опыт мог бы пригодиться и столице республики? Чтобы город наш стал уютным и удобным для его жителей. Поэтому обращаемся к читателям, а также к коллегам-журналистам с просьбой рассказать о том, что видели они, побывав в разных концах страны и за рубежом. Что замеченное там хотелось бы увидеть и здесь, дома, в нашей Казани?

news_top_970_100
Письма с вашими рассказами направляйте по адресу: 420066, Казань, а/я 231, ул. Чистопольская, 5, редакция газеты «Казанские ведомости» с пометкой «Лучший опыт - в Казань!». Адрес для электронных писем: E-mail: kazved@mail.ru.

- И зачем мне ихняя Германия? Не-ет... Нет ничего милее моего Славгорода! - горячится мой попутчик Анатолий.

Мы едем с ним в поезде Москва - Барнаул, от Казани до столицы Алтая еще двое с лишним суток, так что времени для долгих бесед предостаточно. А Толик возвращается из отпуска, проведенного у родственников, перебравшихся в Кельн.

- Да, конечно, все там красиво, удобно, согласен, но не моя это жизнь, понимаешь? - обращается он ко мне, но кажется, что это разговор с самим собой, только вслух. - В Славгороде у меня большой дом-пятистенок, во дворе стоят две машины на семью, для охоты "Урал" с коляской, хозяйство крепкое, соседи нас, Шмидтов, уважают. А туда я приеду, кто буду? Нет, хоть и зовет родня - не поеду! Вот Алтай - это мое, отсюда ни ногой!

Чем же холодная Сибирь возвращает людей из красивых заморских стран? Она, кстати, началась за окном, пока мы чаевничали, дремали, а ночью проскочили тоннелями Урал. А перед этим проскочила проводница с ключом и скороговоркой:

- Туалет закрываю - санитарная зона, Свердловск!

- Не Свердловск, а Екатеринбург, - поправляю вслед.

- Город - Екатеринбург, а станция - Свердловск, - доносится в ответ. Точно, неоновая надпись "Свердловск" горит в ночи над зданием вокзала, к которому мы подъезжаем.

Шумно вваливаются в вагон новые пассажиры, пристраивая на верхние полки свои чемоданы. Интересуюсь странным компромиссом в названиях и у них.

- Да-да, так и есть, это еще что! Представляете, мы теперь живем в городе Екатеринбурге Свердловской области...

А утром появилась первая примета, что мы покинули суетливую Европу. На станциях нет бегающих по перрону торговцев снедью, которые обычно атакуют пассажиров, вышедших из вагона размяться. "Авоткомупирожкискартошкой" осталось там, за Уралом. Изменился и пейзаж. Поезд часами мчит без остановок сквозь густые чащи лесов - и ни одного населенного пункта! Какую же огромную страну оставили нам предки!.. Лишь ближе к Омску выныривают из леса редкие деревеньки. Бывшая столица "верховного правителя России" Колчака встречает огромной величественной рекой: "На диком бреге Иртыша..." Вот так же задумчиво, наверное, смотрел с крутого берега и покоритель Сибири Ермак на раскинувшиеся перед ним необъятные просторы. Равнины после Омска ровные как стол, и видно так далеко, насколько хватает глаз. Знаменитая целина Западной Сибири, которую подняли тысячи энтузиастов, правда, вместе с изрядным количеством зэков со всей страны.

- Внимание! Наш поезд прибывает в столицу Алтайского края Барнаул. Температура воздуха плюс 29 градусов.

Объявление из вагонного радио все уже слушают в обнимку с чемоданами.

Вылезаем прямо в жаркое сибирское лето. Перед зеброй привычно встаю и оглядываюсь по сторонам. А другие спокойно идут! И машины перед ними останавливаются! Чудеса... Уже позже я проверял специально - стоило мне ступить на барнаульскую зебру - весь поток машин замирал перед испуганным казанским пешеходом. Когда в третий раз передо мной тормознул очередной крейсер дорог джип Land Cruser, я от изумления остановился посреди перехода, пытаясь разглядеть сквозь стекло авто лицо этого доброго человека. В ответ он засмеялся и помахал рукой: мол, давай, я же тебя жду, не задерживай уж и ты меня...

Трамвай, в который мы сели на вокзале, - чешский, "Татра", - не новый, но чисто вымытый внутри и снаружи. Такие аккуратные скороходные трамвайчики бегают по городу во всех направлениях.

По оценке Санкт-Петербургского института урбанистики, хорошо сохранившаяся и работающая трамвайная система Барнаула со своей грамотной организацией - пример для всей России. Подтверждают такую оценку и сами горожане - "Татры" полны пассажирами. Проезд - шесть рублей. Поездка в коммерческом автобусе обходится в червонец. Непривычно смотрятся двухэтажные автобусы - германские Man. Их особенно любит детвора: забравшись на второй этаж, чувствуешь себя не пассажиром, а экскурсантом.

Сибиряки поражают спокойствием - в общественном транспорте и в магазинах не слышно привычных шумных перепалок. Схожее по добродушию характера население на Севере, например в Архангельске. Климат, что ли, влияет?

Бум автомобилизации откорректировал генплан развития краевой столицы. В городе с населением почти в 700 тысяч человек отказались от строительства метрополитена - пуск подземного транспорта в среднем обходится примерно в 10 городских бюджетов. В Барнауле решили применить опыт Волгограда - там вместо подземки пустили метротрамвай. Почему трамвай "метро"? Скоростные трамваи на наиболее сложных транспортных развязках освободят дорогу автомобилям, "нырнув" в подземные тоннели. А местами, наоборот, по длинным навесным эстакадам пройдут над оживленными трассами.

На барнаульских дорогах я тщетно искал в потоке машин знакомые профили "девяток" и прочих жигулевских знакомцев. По дорогам бегают "япошки" и "корейцы", особенно поражает количество уже упомянутых "крузеров". А вот западноевропейский "бумер" и "мерс" - такая же редкость, как "Жигули".

- Когда в Госдуме начали рассматривать вопрос о запрете праворульных тачек, у нас автомобилисты на демонстрацию вышли, - рассказывает знакомый, предложив покататься по городу. - А представляешь, что было бы во Владике? Да весь бы Дальний Восток на дыбы поднялся!

Подержанная, но в приличном состоянии "японка" дешевле аналогичной "Лады".

- Разве я поменяю сейчас свою "Тойоту" на "табуретку" из Тольятти? - Василий с удовольствием включает коробку-автомат, и мы плавно трогаемся...

Основатель Барнаула - крупнейший олигарх России того времени Акинфий Демидов, построил город на Оби по образцу Санкт-Петербурга - улицы, по которым мы едем, прямые и широкие. В городе, которому исполнилось 276 лет, сохранилось много старинных деревянных домов с кружевной резьбой - они бережно отреставрированы. Но внутри современная "начинка" - сантехника и прочие удобства. Старинные здания из красного кирпича очищены от налета времени пескоструйкой. Это, так же как и в Томске, Архангельске, в Барнауле работает программа реконструкции и сохранения архитектурного наследия.

За расклейку объявлений в неположенных местах бьют большим рублем. В местных газетах публикуются названия фирм-нарушителей с указанием суммы штрафа - от 5 до 50 тысяч рублей! Заборы девственно чисты...

В день приезда вид аккуратно убранных улиц Барнаула даже вызвал подозрение: может, столица Алтайского края ждет высоких гостей? Знакомый недоуменно окинул взглядом тщательно выметенный тротуар и пожал плечами. Больше всего мне понравился его ответ:

- Да у нас всегда так...

Как мне захотелось так же небрежно сказать подобное своим гостям, которые приедут из Ухты. Впрочем, приедут они только следующим летом, через год. Может, успеем? Успеем сделать Казань чистым городом да и привыкнем к этому?

Ну а наше путешествие из Казани в Сибирь продолжается по восходящей - в Горный Алтай. Но... "здесь вам не равнина, здесь климат иной". Горы - это уже другие истории...

news_right_column_240_400