«Юниор-оркестр» Казанской консерватории стал обладателем Гран-при международного конкурса во Франции

Юниор-оркестр Казанской консерватории стал обладателем Гран-при международного конкурса «La festival international perfect» (Париж, Франция - 2016). Об этой победе «КВ» рассказал заслуженный деятель искусств России, профессор КГК Сергей Ферулев.

news_top_970_100

- Сергей Владимирович, представьте ваш юниор-оркестр…
- Он существует уже несколько лет, с тех пор, как средняя специальная музыкальная школа (ССМШ) была присоединена к консерватории и стала одним из ее учебных подразделений. А его руководителем я стал в сентябре прошлого года. В составе нашего творческого коллектива более 50 молодых людей в возрасте от 14 до 20 лет. Вообще это не простой оркестр. Если в состав многих профессиональных симфонических оркестров периферийных филармоний входит хотя бы несколько лауреатов различных конкурсов, то это уже хорошо. А в юниор-оркестре Казанской консерватории более половины состава лауреаты многих всероссийских и международных конкурсов, а некоторые даже имеют по несколько лауреатских званий. Чтобы стать учениками ССМШ, при поступлении необходимо пройти жесткий конкурсный отбор. А в процессе обучения талантливые дети вырастают здесь в настоящих профессионалов.

Отдельные наши молодые музыканты сегодня уже известны и в Москве, где они выступают на различных фестивалях как солисты и в качестве участников столичных оркестров. Уровень и авторитет школы, в которой работают многие педагоги и профессора консерватории под руководством директора  Дениса Борисовича Маршанского сегодня очень высок. Денис Борисович – тот руководитель, который знает каждого ученика школы не только «в лицо», но знаком со всеми мамами и папами. Он первый помощник симфонического юниор-оркестра.

- Как вам удалось принять участие в таком престижном Международном конкурсе?
- Уровень оркестра достаточно высок и конкурентно-способен. На него обратил внимание ректор консерватории Рубин Кабирович Абдуллин и сразу решил включить оркестр в категорию творческих коллективов консерватории. В их число входит хор, симфонический,  камерный и духовой оркестр - коллективы, способные показывать концертные программы на очень высоком профессиональном уровне. И тут появляется юниор-оркестр, то есть детский коллектив, который достоин встать в ряд этих взрослых коллективов. Но поскольку по некоторым, так сказать, партитурным позициям в оркестре нескольких музыкантов недоставало, коллектив был усилен рядом студентов первого курса консерватории, некоторые из которых, кстати, закончили прежде эту музыкальную школу.

Для участия в международном конкурсе, который имеет статус дистанционного, надо было снять видеозапись выступления и отправить ее уже непосредственно на конкурс в Париж. Для этого мало хорошо исполнить сочинение – необходима качественная видеозапись. Рубин Кабирович пригласил для этой цели ведущего московского звукорежиссера Александра Томаса, кстати, профессионального пианиста. Учился он у наших ведущих советских звукорежиссеров – Вепринцева и Кондрашина, с участием которых в СССР выпускались большинство виниловых пластинок на всесоюзной фирме «Мелодия».

- Рассчитывали ли вы на получение Гран-при?
- Мы знаем о санкциях против нашей страны, об общем процессе охлаждения в плане обоюдного доверия между Европой и Россией. Наглядным примером может служить необъективное голосование жюри конкурса «Евровидение». Мы понимали эту проблему и, отправляя видео на конкурс во Францию, не ожидали такого высокого результата. В состав жюри входили выдающиеся элитные музыканты Европы, Азии и Америки. Каждый член жюри оценивал участников индивидуально, без совещания с другими членами. То есть прослушивание закрытое и конфиденциальное!  

Во время просмотра видеозаписи и оценки выступления, никто из членов жюри не знал, какой коллектив и из какой страны выступает. В результате каждый из них поставил нам максимальный балл – 10. Не исключаю, если бы жюри заранее знало персональную информацию об оркестрах-участниках конкурса, то результаты могли быть другими. Нас, как победителей, пригласили в июле в Ниццу для участия в концерте, но приехать мы не сможем. Многие наши юные музыканты в этом году заканчивают школу, им необходимо поступать в вузы. Но по условиям Гран-при, мы можем поехать на фестиваль в любое другое удобное для нас время в течение 12 месяцев и на этот раз уже в Париж. Поэтому, все еще впереди.

Представляем героя интервью. Заслуженный деятель искусств России Сергей Владимирович Ферулев закончил Уральскую консерваторию как оперно-симфонический дирижер и ассистентуру-стажировку в Ленинградской консерватории. Как профессиональный дирижер 45 лет за пультом, из которых более 30 – в должности главного дирижера различных симфонических оркестров и оперных театров России, Украины и Казахстана. За его плечами свыше 2500 концертов, оперных и балетных спектаклей, а также порядка 50 постановок в различных оперных театрах и гастроли в 15 странах мира. 

news_right_column_240_400