Традиция застольных песен исчезает из нашей жизни. И это очень печально. Песня не только строить и жить помогала. Она утешала, отвлекала от неразрешимых проблем, тяжелого труда, воспоминаний о потере близких на войне. И затягивали за столом песню. Ту, которую знали все, помнили с детства, потому что их пели мамы и бабушки. В нашей семье песен за столом не пели, просто на определенном этапе не было застолий. На момент моего взросления родные были далеко друг от друга. Впервые с песней, которую поют рядом близкие люди, я встретилась в школе. После переезда на новую квартиру я пошла в другую школу в седьмой класс. Девочки из нового класса на перемене, собравшись стайкой в коридоре у окна, пели хором. Пели популярные тогда песни из репертуара Майи Кристалинской, Тамары Миансаровой, Муслима Магомаева - это было в середине 60-х годов прошлого века. Потом в наш класс пришла новенькая. Девочка жила раньше на Украине и научила наших девчат песне на украинском языке. Нам очень понравилась мелодия и слова про гуцулку Ксеню, которой молодой гуцул признавался в любви. Украинка через год покинула нашу школу, но мы с удовольствием продолжали петь ту песню. А русской застольной песне я выучилась у своей подруги из татарской семьи. Мы работали в электролаборатории конструкторского бюро завода «Теплоконтроль», куда она, как и я, пришла после школы, но четырьмя годами раньше. Отец у нее был фронтовик, а мать - веселая и общительная женщина, любила петь и играла на баяне. Как-то я попала к ним на треугольники и была поражена, сколько песен она знала. И русские народные, и студенческие шуточные, и украинские, и самые ее любимые - цыганские. Мы их все выучили и пели. Это было так приятно - дружеской компанией распевать, глядя друг другу в глаза. И, конечно же, мы пели военные песни - «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке», «Дождливым вечером». А когда у нас появились общие турпоездки, прибавились и туристические песни, которые мы привозили из походов по Сибири, с Урала или из Белоруссии. У каждой девушки тогда был песенник, куда записывались любимые песни. Я для себя решила, что если случится пожар, первым делом надо будет спасать эту тетрадку. Рукописные песенники многие вели с пятого класса. А на комсомольских конференциях в честь дня рождения ВЛКСМ нам раздавали песенники, отпечатанные в заводской типографии. Там были собраны популярные современные песни, русские народные и комсомольские. Песни сопровождали нас повсюду. С утра по радио была передача «Опять двадцать пять», потом «Рабочий полдень» - концерт по заявкам. Из маленького приемника часто звучали арии из опер. Передача «Юность» - значит, песни Визбора, Окуджавы. А с магнитофонных пленок на круглых бобинах уже звучал Высоцкий. Почти в каждой семье были виниловые пластинки с Пугачевой и Ротару, Лещенко и Кобзоном. Потом «Битлы» на том же виниле, Ободзинский, Мулерман, Хиль, «Песняры» и разные ВИА. По радио практиковали разучивание песен, медленно повторяли куплет за куплетом. Но мы и без этого запоминали все, что звучало вокруг нас, из еще не выброшенных громоздких радиол и только входящих в моду кассетных магнитофонов, из телевизора в «Песнях года» и от коллеги, напевающего на работе любимые мелодии.Я не помню, что пели мне, когда я была маленькой, но колыбельную про волчка, который утащит, если не будешь спать, своему сыну пела. Кто был в пионерском лагере, тот дружил с песней с детства. В начальной школе были смотры-соревнования между классами - кто лучше инсценирует песню. Благодаря этому мой сын выучил песню про трех танкистов. Куда бы мы ни ездили с классом, всегда запевали в автобусе про бескозырку белую, Витю Черевичкина, а потом «Взвейтесь кострами...»В начале 70-х случались поездки за продуктами в соседние республики, так как в Казани с продовольствием было плоховато. Однажды ездили в Чебоксары. Не запомнила, что я купила, но помню, что мы с подругами всю дорогу (4 часа туда и 4 часа обратно) распевали песни. Сначала нас поддерживали ехавшие с нами пассажиры, но постепенно с песенного марафона сходили, а мы выдержали. Удивляюсь до сих пор, как вытерпели наше пение сидящие рядом, никто не остановил, не сказал, что устал от нас. Потом на заводе я перешла в другой отдел. В новом коллективе застольные песни пелись там, где и положено их петь, - за столом. Отдел был веселый, и встречи по разным поводам были нередки. То юбилей, то день рождения, то 23 Февраля, а потом 8 Марта. Стол всегда был накрыт отменно, несмотря на всеобщий дефицит. И, конечно же, пелись песни. После первого тоста начиналось «Ой, мороз, мороз...» К женским голосам прибавлялись сильные мужские баритоны. Петь любили все. Однажды на юбилей начальника, который отмечали в кафе (застольям на заводе во времена Андропова был положен конец), кто-то привел популярного в те годы исполнителя Альберта Асадуллина. Впервые мы были за одним столом со звездой. Тогда, правда, звездами артистов еще не называли. Помню, что высокому гостю очень понравилось, как мы дружно спели нашему руководителю шуточные куплеты, переделанные из популярных песен и посвященные его жизненному пути. Украшением застолий был наш ведущий инженер, мечтавший в юности о карьере певца, его кумиром был Лемешев. Но технарь в нем победил, и Петрович выбрал проектирование станков. После второго тоста мы всегда просили его спеть, и он делал это с удовольствием. Его коронными песнями были «В городском саду играет духовой оркестр» и «Матур булсын» на татарском. Мы дружно подпевали.И в нашей семье уже зазвучали песни. Мы с братом выросли. Его армейские друзья и мои подруги собирались у нас, где под гитару пелось много разных песен. В нашей компании был один студент-стройотрядовец, так что в репертуаре появились незнакомые до этого мелодии и тексты. В очередной раз поменяв коллектив внутри завода, песни я уже пела в дружной компании токарей и фрезеровщиков. И это тоже было красиво. На дружеских посиделках часто присутствовал начальник цеха, бывший в армии запевалой. Он знал много шуточных песен, много переделанных, и его обязательно просили выступить соло.Я люблю длинные песни. «При лужке, лужке» - там одиннадцать куплетов, и ведь все помнили их, не пропускали. После таких длинных, протяжных хорошо спеть Пахмутовскую «Девчонки танцуют на палубе», или «Когда фонарики качаются ночные», или из «Человека-амфибии» - «Нам бы, нам бы всем на дно». Интересно вспоминать забытое, вытаскивать из памяти то пионерские, то народные и походные. Мне кажется, что песенные вечера получались, наверное, потому, что, работая в одном коллективе, все жили дружной семьей, знали друг про друга все, доверяли самые сокровенные тайны. Потому и песни пели с душой, искренне, как привыкли это делать в родительском доме.Жаль, что уходит эта прекрасная традиция. Наши дети должны знать песни своей Родины, да и песни других народов тоже. Кроме того, песни петь полезно - развивается память, тренируются легкие. Старшему поколению не всегда под силу танцы, а вот собраться вместе и спеть совсем неплохо. Хорошо, если бы досуговые центры взялись за это благородное дело - организацию песенных посиделок.
За столом можно не только есть и пить, но и петь
Длительные новогодние праздники у нас теперь обычно ассоциируются с обильной едой. Ходим по гостям, удивляем друг друга кулинарными изысками, разговариваем о событиях в стране, ценах, известных артистах, смотрим бесконечные телешоу. Редко кто вспоминает, что за столом можно не только есть и обсуждать чью-то личную жизнь. Раньше, отведав хозяйских угощений, гости дружно запевали песни.