Традицию отмечать этот день с 18 августа 1933 года ввел Сталин, а Президиум Верховного Совета поддержал его почин в 1992-м. Правда, СССР уже не было, над аэропортами развевался российский триколор и летчиков больше не называли соколами.
У меня свои резоны каждое третье воскресенье августа глянуть в небо. Несколько лет назад по просьбе коллег я делал для программы “Время” на Первом канале (тогда еще ОРТ) срочный репортаж о казанских летчиках в Африке, попавших в беду. Именно тогда всерьез задумался, откуда начинается дорога в небо.
Во всех теленовостях бесконечно показывали кадры с усталыми, изнывающими от жары людьми в африканской тюрьме, угодившими в самое горнило одной из войн, что вечно сотрясают Черный континент. Дикторы прозрачно намекали, мол, пилоты чуть ли не террористы, летали бомбить страну. Наш МИД тоже осторожно молчал - мало ли. Говорят, российский посол в том африканском регионе получил большой нагоняй. И только в Казани несколько женщин, увидев кадры из Африки, замерли от волнения: “Наши!”
С этой минуты началась долгая дорога к освобождению наших земляков. В Татарстане и Москве, в Казанском Кремле и журналистских корпунктах люди хлопотали, срочно собирали информацию, искали сведения, справки, изучали технические характеристики нашего самолета. Жены пилотов вытирали слезы: не могли они бомбить, что вы! А специалисты вторили с фактами в руках: да, не могли, потому что машина элементарно не приспособлена к бомбометанию. На самом деле казанские летчики с риском для жизни возили на нем хлеб для жителей районов, разрушенных войной. В Африке и сейчас много мест, куда, как в песне, только самолетом можно долететь.
Когда репортаж был готов, корреспондентская “Волга” умчалась в аэропорт, где ее ждал, уже запаздывая, самолет ближайшего рейса до Москвы. Но никто из экипажа не сердился и не роптал, знали: эта видеокассета во спасение их коллег. Ее передали в кабину, когда самолет уже выруливал на взлетную полосу...
Потом было возвращение со слезами счастья и объятиями. А я думал о том, что осталось за кадром. О заводском чиновнике, отказавшемся подтвердить перед камерой личности собственных подчиненных, о другом руководителе, поспешно сказавшемся в отпуске. О шепотках в спину, которые, увы, неизбежны в жизни каждого пилота гражданской авиации: полетели за длинным рублем, рвачи...
Всего этого не было в телепрограмме о нашем Времени. Потому что трусость и зависть всегда остаются за кадром. Там им и место.
Теперь мы подобно другим странам стараемся выручать из беды своих. Хотя до массового патриотизма и слез при виде родного флага (празднуется, кстати, 22 августа) нам еще далеко. Но я твердо знаю: путь в небо начинается на родной земле. С прощания с мужем у порога, горячей молитвы вслед и вечного ожидания вновь услышать в небе рокот двигателей самолета, заходящего на посадку.
И так повелось еще с 1803 года, когда в столице Российской империи Санкт-Петербурге поднялся в небо первый воздушный шар с воздухоплавателем Гарнером и началась эра отечественного воздухоплавания и авиации. Когда совершал полет на аэростате для наблюдения солнечного затмения великий химик Менделеев. А летчик Можайский испытывал первый русский аппарат тяжелее воздуха - самолет-моноплан весом 950 кг на двух паровых машинах.
Служащие и ветераны гражданской авиации, экипажи воздушных судов и работники наземных служб, авиастроители и спортсмены аэроклубов, жены и дети пилотов и даже я, когда-то отучившийся в КАИ всего один курс, - все мы едины на земле и под облаками. Просто есть пилоты, а есть пассажиры. И друг без друга им не быть.
Поэтому просто вспомним о тех, кто в небе. И, крепко обнявшись, не в шутку, а всерьез прошепчем: “Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги-и-и!”
Только душевнее, ребята! Сегодня - праздник тружеников неба. Которое неотделимо от земли.